Музейный уголок «Куточак Беларуси»

История создания музейного уголка «Куточак Беларуси»

Основы музейного собрания были заложены в начале 80-х годов 20 века учителем истории Скорбежем Евгением Ивановичем, который вместе с учащимися начал собирать подлинные бытовые вещи из недавнего прошлого населения Вельямовичей, Чижевичей и других окрестных деревень.

Когда школа в конце 90-х годов переехала в новое здание, появилась возможность создания отдельной  экспозиции. Большой вклад в создание музейной экспозиции внесли и другие педагоги и ученики школы, собравшие большое количество антикварных экспонатов во время этнографических экспедиций по следам Брестского и Каменецкого районов. Многие настоящие реликвии были собраны и на местах боев с немецко-фашистскими захватчиками( к сожалению они сегодня не входят в экспозицию музея).

Большое количество подлинных предметов народных промыслов подарила музею жительница деревни Палиновка Каменецкого района Семенюк Ольга Степановна. Так появились музейные разделы, посвященные вышивке, прядению и ткачеству. Настоящим энтузиастом музейного дела стала его первая заведующая Захарова Нина Николаевна, которая провела огромную работу по учету, систематизации и обработке собранных материалов. Именно благодаря ей в уголке появились разделы, посвященные истории Вельямовичской школы, истории деревни Вельямовичи, истории пионерской дружины имени Беляева и истории свято-Вознесенской Вельямовичской церкви.

Музейный уголок стал подлинным центром патриотического воспитания школьников. С другой стороны- это настоящая достопримечательность школы, позволяющая проводить экскурсии встречи, памятные даты и удивлять гостей школы.

На относительно небольшом пространстве собраны и представлены уникальные свидетельства прошлого, позволяющие использовать их и в учебном процессе. На базе уголка проводятся не только экскурсии, но и уроки по теме «Наш край», встречи с ветеранами и прославленными тружениками района и области. Экспозиции музейного уголка постоянно пополняются. Уже сегодня есть экспонаты, которые, очевидно в ближайшем будущем создать новый раздел музея: «Доисторическое прошлое нашей родины».

Изюминками музейного уголка являются необочные коллекции утюгов, чугунков и другой крестьянской утвари, а настоящим украшением служит подлинный ткацкий станок, находящийся в полной исправности и хоть сегодня готовый к делу.

 

свернуть

История Свято-Симеоновской церкви в д. Вельямовичи

Спасо-Вознесенская церковь села Вельямовичи является уникальным памятником архитектуры19 века.

Каменная церковь в Вельямовичах была заложена 14сентября 1866г. По ходатайству брестского епископа Игнатия на месте обветшавшей деревянной Свято-Симеоновской церкви.

В документах «Национально-исторического архива Беларуси в г. Гродно по истории Свято-Симеоновской церкви хранятся клировые ведомости за 1903, 1905. 1906г., где содержатся сведения о дате постройки церкви, священнослужителях, принадлежащем церкви имущетве, количестве прихожан.

В архиве имеются документы о строительстве церкви; смета на постройку здания, акты осмотра в ходе строительства, рапорт брестского городового архитектора об окончании строительства.

В архивных документах упоминается старое деревянное здание церкви, новое деревянное здание, каменно-кирпичное и, наконец, реставрация последнего здания.

Неизвестно, когда и как было построен первое здание, сколько оно стояло, кто был первым священником, кто после него. Но есть следующие исторические записи касающиеся храма:

1772г.-Подлинно метрическая книга хранится в старом деревянном здании.

1772г.-Указан, на памятнике могилы, которая и по сей день на территории церкви. На нем следующая запись: «Здесь покоится прах жены священника- степанидии Друживовской и младенцев Павла, Елены, Дарьи, Елизаветы, скончавшихся в мае 1772г. На 28 году жизни. Мир праху твоему! Здесь же два могильных знака. Кто они, о них ничего не известно. Только серый камень.

1856г.-Составлена смета на постройку новой кирпичной церкви.

1857г.-Начало строительства новой каменной церкви.

1869г.- Составлен акт об окончании постройки Вельямовичской приходской каменной церкви. Указано, что работы выполнены согласно смете. Принял церковь священник Киприат Друживовский.

С приходом советской власти, церковь закрыли, батюшка переехал в другую местность. Иконы, распятие и некоторые культовые предметы спрятали у себя верующие.

В 1962г. Началось разрушение храма.

Жители вспоминают, что после того как с участниками варварства начали происходить всякие неприятные случаи ( ноги отнялись, кого привалит чем-нибудь), от дальнейшего разрушения решили отказаться. Правда, пробовали еще после этого использовать помещение церкви под амбар. Но все засыпанное туда зерно портилось. Немаловажным фактором было то, что пытались сорвать крест, который был прикреплен вверху купола церкви. Его пытались сорвать не только подручными средствами, но и с помощью техники. Все их попытки обращались против них. Люди верили, что несчастья происходят с ними, потому что на церкви знак непобедимости Христианства! Тогда храм закрыли и попытались забыть о его существовании.

Весной 2005г. Начались работы по восстановлению православного храма. Восстановление храма было поручено священнику Брестской епархии Анатолию Пашкевичу.

В 2011 году храм успешно был открыт. 18 июня 2011года Его Преосвященство Преосвященнейший Иоанн Брестский и Кобринский совершил освящение престола и церкви в честь Вознесения Господня  деревни Вельямовичи Брестского района.

По завершении литургии состоялся крестный ход вокруг храма и был отслужен молебен.

После молебна Архиерей поздравил всех с этим знаменательным событием для церкви в целом, и в жизни прихода и епархии в частности. «Время собирать камни! Господь поругаем не бывает. В этом мы убедились еще раз. Храм, который закрыли и целенаправленно разрушали в безбожное время, стараниями настоятеля и прихожан восстановлен, вновь собирает верующих на молитву. Этот храм, как корабль, будет везти верных через бушующее житейское море. Вся наша жизнь связана с храмом.

Здесь нас крестят, здесь получаем благословение на супружескую жизнь, приносим в храм свои радости и горести, и здесь нас провожают в последний путь.

«Храм в жизни православного христианина значит все!»- сказал Владыка во время проповеди.

В память о совершившемся освящении Владыка преподнес в дар храму Жировичскую икону Божией Матери.

Вельямовичский храм стал известным после того как узнали, что такой же храм по архитектуре находится в Японии, в «городе Хайкоде». Удивительным является то, что два храма находятся в разных точках планеты и построены на пепелище старых храмов. Первым священником был Отец Николай, которого хотели убить японцы из-за неправильной веры, но он сказал следующие слова: «Можете убивать меня после того, когда узнаете о моей вере». Так и появился первый православный японец.

 

На данный период времени храм в Хайкодате является эмблемой города, достопримечательностью.

 Оба храма являются похожими, существуют во благо народа, и приносят радость прихожанам. Японский народ заинтересован нашим храмом.

Наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства Небесного и правды его, и это все приложится вам. Православный христианин чтит храм потому, что «место это свято».

«Ах вы чеботы мои, чеботы новые,

Доведите меня до святых угодников,

До святых угодников, их райских обителей.

Ты прости, государь- батюшка,

Ты прости государыня-матушка,

Помолитесь за мою душеньку грешную,

Чтобы ты душа грешная кресту потрудилася,

Потрудившись, в святые обители вселилася…»

Народная песнь.

свернуть

Экспонаты школьного музея

Входишь в музей, и тебя встречает женщина в национальном белорусском костюме: льняная, вышитая кофта, шерстяная юбка, вышитый передник, в руке серп, которым, кажется, только-только жала рожь. Но заплакал ребенок, который тут же на поле с ней. Она подошла к нему, чтобы покормить. А корм такой: нажевала хлебушка с маком и вместо соски в рот ребенку, чтобы дольше спал. Ведь ей надо скорее работать.

В музее хранится много экспонатов, собранных нашими учениками, учителями, жителями деревень Сычи, Голочево, Вельямовичи. В книге учета кабинета их более двухсот. Здесь такие предметы, которые вышли из употребления, но еще сохранились.

Ткацкий станок (кросны), ковротки, ильнотрепалки, ильночесалки, прялки , мотовила, качалки цевки, челноки, ничаницы, серп , грабли, ступа, глиняная посуда, чугуны разных размеров, корзины, плетенные из соломы, ярмо, с помощью которого запрягали волов (быков), чтобы легче было управлять ими, когда пахали в поле.

Здесь несколько маслобоек для сбивания масла из сметаны, утюги, качалка для разглаживания белья, ступа, в которой из проса делали пшено, а из ячменя - кутью, т.е. перловку.

Ночевки, в которых месили тесто. Жернова , в которых делали из зерна муку. Круподерка, веялка, балея, сечкарня.

Есть и детский стульчик из лозы, найденный в бывшем маентке пана Суцкого, старинные часы найдены в старом разваленном доме на чердаке, кадило найдено в лесу. Каждый предмет может рассказать о себе много интересного.

Возьмем ткацкий станок. Тут много приспособлений: ничаницы, через которые проходят нитки при работе, бердо, через него проходят те же нитки, внизу поножны. Ткачиха должна умело нажимать

 их, чтобы приподнять ничаницы и пропустить через нитки челнок с цевкой, на который намотаны нитки.

На кроснах ткали льняные ткани из льна, из конопли - конопляные, из шерсти животных- шерстяные.

В музее много льняных вещей: сорочка, скатерть, которую подарила в музей Надежда Васильевна Пилипенко. Выткала это все бывшая учительница на кроснах, которые она также передала в музей.

О том, как лен попадает на ткацкий станок, тоже расскажет наш музей.

Лен - это богатство Беларуси.

Лен цветет нежно голубым цветом. Отсюда- Беларусь синеокая.

Лен украшает эмблему государства. Цветки льна вплетены в венок государственного герба Беларуси. Символизируют мирный труд и духовное богатство нашего народа.

Вызревает коробочка с семенами, семена вымачивают и делают льняное масло, которое употребляют в пищу.

А вот стебли:

  1. Сначала их вязали в снопики, снопики в пучки, замолачивали в воде под гнетом, чтобы не всплывали. Две недели мокли в воде.
  2. Дальше. Доставали лен из воды, расстилали на ровном поле. Лен лежал до тех пор, пока не высохнет, т.е. не станет ломаться, когда его потрешь в руках.
  3. Затем трут на тернице.
  4. После этого лен треплют.
  5. Дальше лен чешут на драпугах.
  6. У нас в музее есть чесалка. На ней дочесывают лен. Волокна становятся мягкими, нежными. Можно прясть.
  7. Когда-то пряли на прялках. На веретено наматывали нитки.
  8. Позже стали прясть на ковротках. В музее два вида: ковроток «стояк»,ковроток «лежак»
  9. Напряденные нитки мотали в мотки.
  10. С клубков на мотовилах в мотки, чтобы постирать, отбелить.
  11. Потом мотали опять в клубки.
  12. С клубков наматывали на цевки на скулах.
  13. И потом только одевали в челнок.

Вот так лен попадал на кросны.

свернуть

История средней школы д.Вельямовичи

Первая школа в деревне была церковно-приходская, не у каждого ребенка того времени, была возможность учиться в этой школе. Школа представляла собой обыкновенную деревенскую избу, где вместо пола был песок, дети сидели на лавках, а рамы окон были без стекол. Главное внимание в церковной школе уделялось изучению «Закона Божьего».

Особую роль в то время играл учитель. Издали кланялись ему в ноги, снимая шапки. Учителей в то время было не так уж много и поэтому они ценились.

Первый учитель Вельямовичской школы, о котором упоминается в документах «Национального исторического архива в городе Гродно»,- это Петр Иванович Ольховский, сын священника, родился в селе Короваево Сычевского уезда. Окончил полный курс учения в Смоленской Духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда 15 июля 1870г.

Первые учителя школы. Нет о них записи в архивных документах. Старожилы не помнят их имен, фамилий. Но об отдельных учителях знают из рассказов стариков:

«Наш учитель был самый умный, самый добрый, самый красивый…» И голос у него был звучный, веселый, и смеялся он не только в классе, но далеко от школы.

С  1914 по 1920г. школа не работает война.

1921г.- деревня Вельямовичи отошла к панской Польше. Занятия в школе возобновились. Преподавание ведется на польском языке. Учителя: Францишек Котецкий, Стефан Михасик, Эва Кобзыюна.

1941г.- началась война. Но занятия в школе не прекратились. Работает молодая энергичная, интересная учительница Соня. Немцы угнали ее в Германию. Занятия в школе временно прекращаются. Здесь военный госпиталь для немцев. В конце войны госпиталь для советских солдат.

1944г. После освобождения от фашистов прибужья в Вельямовичской школе возобновляются занятия. Трудятся учителя:Шеремето Николай Васильевич, Лукашик Мария Прокофьевна, Троцюк Иван Васильевич.

1960-1975г.- директор школы Шахалевич Тимофей Михайлович чуткий, отзывчивый, отдавший всю свою силу и энергию работе. 1975-1983г. Вельямовичская НСШ закрыта. Десять лет детям пришлось добираться любым транспортом, идти пешком в школы соседних деревень.

1983г. В деревне Вельямовичи небывалый праздник - открытие школы. Директор школы Захарова Нина Николаевна. Мого трудностей пришлось вынести и пережить прежде, чем состоялся чудесный праздник - открытие школы.

Работали все дети, родители, жители деревни. Но основной труд лег на плечи Нины Николаевны, благодаря ей, ее инициативности, трудолюбию, энтузиазму, самоотдаче школа жила. Летом работали пионерские лагеря. Ходили в походы: однодневные все классы, старшеклассники многодневные, зимой лыжные походы. Работали спортивные секции, кружки. Участники художественной самодеятельности выступали в школе, в доме культуры, по деревням.

Много интересного было в школе в те годы. Живой уголок , авиамодельный кружок, интересные поездки.

Коллектив работников школы был дружным, работоспособным, сумевшим успешно  работать даже в таких трудных условиях . Учителя принесли в школу свой опыт, культуру и знания. Коллектив всегда был крепким и сильным: Баранова Лидия Павловна, Поленок Анна Андреевна, Скорбеж Елена Владимировна, Скорбеж Евгений Иванович, Пилипенко Надежда Васильевна и др.

Десять лет продержалась гостеприимная школа - старушка. Но здание стало аварийным.

Написали президенту с сотней подписей. Вот тогда и началось строительство новой школы. Красавица школа радует всех сейчас.  

свернуть

История деревни Вельямовичи

Деревня Вельямовичи находится на северо-западе Брестского р-н в 20 км от г. Бреста: 52градуса северной широты и 23 градуса восточной долготы. На расстоянии от нее в 3-5 км. Расположены границы Каменецкого р-н, государственная граница с Польшей.

Деревня располагается в пределах Брестского Полесья. Преобладают высоты 130-150 метров. Присутствует песчано-гравийный карьер.

На территории распространены дерново - подзолистые почвы. Территория претерпела мелиорацию. Подверглось мелиорации около 40% территории.

В геоботаническом плане представлена широколистно-хвойными лесами.

На происхождение названия населенного пункта указывают ведомости Национального исторического архива Беларуси в Гродно. Отмечаются ошибки в названии деревни: Вильямовичи ,а не Вельямовичи, опираясь на легенду.

 Деревня построена вдоль реки, которая виляла, русло было волнистым, с изгибами, название деревни происходит от  Виляющая река.

По анализу карт, данным мелиоративных работ на территории местности, воспоминаниям жителей, была река, но не широкая, с очень сильным извилистым руслом.

На снимках из космоса, топографических картах, архивных планах точно видна деревня с извилистой главной улицей.

В двух километрах от деревни протекает река Сорока, имеющая извилистое русло. Повадки птиц и ее образ характеризует вихлястый характер жизни.

Происхождение названия связано и с образом деятельности жителей, которые «Весьма много и моцно» трудились, обрабатывая торфяные земли, убирая с поля камни и валуны, которые образовались здесь в результате четвертичных ледниковых отложений.

Жители деревни умели не только трудиться на полях, женщин деревни считали отменными ткачихами, которые долгими зимними вечерами ткали на кроснах «половицы», «рушники», «покрырала» «Мовили вельми».

 Деревня является типичным сельским населенным пунктом Беларуси. И как и многие деревни обладает как типичными чертами, характерными для многих населенных пунктов переживших века истории, так и незабываемыми отличительными чертами.

Именно такие отличительные черты, делают белорусские деревни неповторимыми. Вельямовичи подходят для развития туризма разных направлений. На базе местных достопримечательностей возможно организовать экскурсионные поездки исторического, краеведческого или религиозного направлений.

свернуть