Родителям

Мобильное приложение МЧС "Помощь рядом"

Мобильное приложение МЧС «Помощь рядом»

Мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» включает в себя несколько разделов и функций, в том числе заблаговременное оповещение о неблагоприятных и опасных явлениях, основанное на предупреждениях Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды. На специальной карте помимо явлений и регионов, где они прогнозируются, доступны рекомендации МЧС по действиям населения в складывающейся обстановке.
В разделе «Что делать?» собрано более 50 типичных нештатных ситуаций с рекомендациями МЧС по необходимым действиям в каждой из них. С любой страницы приложения доступна специальная кнопка для оповещения МЧС «112», причем предусмотрена возможность отправки сообщения или звонка на заданный номер (например, врачу, родным).
В приложении имеется раздел «Проверь себя», позволяющий в режиме тестов проверить собственные знания по различным темам.
В случае масштабной ЧС природного характера возможна активация пользователями дополнительного раздела «Сообщить о ЧС».
В настоящее время данный программный продукт доступен для скачивания на безвозмездной основе всем обладателям смартфонов и планшетов на базе операционной системы Android.
По короткому адресу 112.by/app можно получить более подробную информацию о вышеназванном мобильном приложении. Мобильное приложение МЧС «Помощь рядом»

Изменения в законодательстве

 

Изменения в законодательстве: расширен список преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет

 

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь

Своей целью уголовная ответственность имеет исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.

По большинству статей Уголовного кодекса Республики Беларусь  уголовная ответственность наступает с  16 лет.

Правда, уголовный закон выделяет более двадцати преступлений, по которым к уголовной ответственности может быть привлечено лицо,  достигшее  14 лет. Раньше в этом списке среди прочего были убийство, изнасилование, кража, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

В настоящее время с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. №   356-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»  добавилось еще две статьи — хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212 УК)  и уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы  (ст. 415 УК).

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует об увеличении в Республике Беларусь количества хищений путем использования компьютерной техники. При этом постоянно развивающиеся информационные технологии и совершенствующиеся возможности интернета создают предпосылки для роста числа соответствующих деяний, совершаемых несовершеннолетними, которые являются одними из наиболее активных пользователей электронных устройств,  сетевых ресурсов и глобальной компьютерной сети Интернет.

Внесенные изменения в Уголовный Кодекс Республики Беларусь данной части по сути унифицировали  разные нормы законодательства.

Дело в том, что за обычную кражу и раньше уголовная ответственность наступала с  14 лет. Но за то же самое преступление, совершенное с помощью компьютера (например, хищение денежных средств  с банковской карточки) — с 16 лет.

Обращаем Ваше внимание, что по  ст. 212 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы, за хищение в крупном размере — до 7 лет, в особо крупном — до 15 лет лишения свободы.

Изменения в Уголовный Кодекс начали действовать с 4 апреля 2016 г.

С этого момента  к уголовной ответственности с 14 лет начнут привлекать и несовершеннолетних, которые уклоняются от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В правоприменительной практике подобные случаи неединичны.

Санкция ст. 415 Уголовного Кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет.

 

 

 

Уголовная ответственность с 14 лет предусмотрена в Беларуси за следующие преступления:

1) убийство;

2) причинение смерти по неосторожности;

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

5) изнасилование;

6) насильственные действия сексуального характера;

7) похищение человека;

8) кража;

9) грабеж;

10) разбой;

11) вымогательство;

12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна;

13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества;

14) захват заложника;

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

18) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, совершенный с целью сбыта;

19) хулиганство;

20) заведомо ложное сообщение об опасности;

21) осквернение сооружений и порчу имущества;

22) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи.

С 4 апреля 2016 г.  к этому перечню добавились:

1) хищение путем использования компьютерной техники;

2) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

 

 

Старший помощник

 прокурора Брестского района

 юрист 2 класса  И.В. Марейко  

 

Уголовная ответственность за ненадлежащее содержание детей

Уголовная ответственность за ненадлежащее содержание детей

Статья 159. Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Оставление в опасности

1.  Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

«Неподдающиеся»

«Неподдающиеся»

 

                 В 2015 г. судом Брестского района с участием прокурора рассмотрено 5 дел о направлении несовершеннолетних  в возрасте от 11 до 18 лет,  нуждающихся в особых условиях воспитания в  специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные  учреждения, причем 2 решения о направлении  в специальные учебно-воспитательные приняты в отношении девочек. 

                 Особую обеспокоенность вызывает рост количества несовершеннолетних, чье поведение  подводит их к черте  кандидатов для помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, поскольку в  период с 2013 г. -2014 г.  данная категория  гражданских дел районным судом не рассматривалась.

                 В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 18 лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.

                 Дела указанной категории рассматриваются в порядке особого производства с учетом особенностей, предусмотренных  ГПК Республики Беларусь, с обязательным участием прокурора.

           Основаниями к  помещению несовершеннолетнего в специальное учреждение по решению суда согласно Закону Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями (далее - Закон) являются: 

               1. в отношении несовершеннолетнего приняты решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния они был не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

              2. в течение года несовершеннолетний три раза был  привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

               3. в течение года несовершеннолетний три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных выше административных правонарушений, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из этих деяний и у него сформировалось нежелание вести законопослушный образ жизни.

                  Поскольку помещение несовершеннолетнего, у которого сформировалось устойчивое нежелание вести правопослушный образ жизни, в спецучреждение является крайней мерой, особое внимание родителей и педагогов хочется обратить на  принятие всех мер, направленных  на исправление поведения подростка, замеченного в антиобщественном поведении,  и  усиление контроля за его поведением со стороны родителей, особенно во внеурочное время и во время каникул.

 

 Старший помощник

 прокурора Брестского района

 юрист 2 класса                                                                      И.В. Марейко   

Статья по профилактике

Приоритеты   в работе

 

     Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь.

     По-прежнему остается острой проблема предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

     Отмечая тенденцию сохранения уровня преступности несовершеннолетних в 2015 г.  в сравнении с 2014 г. и активизацию работы со стороны субъектов профилактики в данном направлении, проводимые  прокуратурой района проверки соблюдения Закона Республики Беларусь  от 31.05.2003 №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  показывают отсутствие системного и комплексного похода к осуществлению профилактической работы со стороны субъектов профилактики и незаинтересованность родителей в правовом просвещении несовершеннолетних и контроле за времяпрепровождением детей, о чем свидетельствует увеличение количества внесенных прокурором района актов реагирования.

      Так, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних  и молодежи прокуратурой Брестского района проведен ряд  проверок в учреждениях образования района, Брестском районном исполнительном комитете, КУМПП ЖКХ «Брестское ЖКХ» предприятиях района,   по результатам которых подготовлены и внесены акты прокурорского реагирования: 8 представлений, в том числе 4 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  17  предписаний, в том числе 6 предписаний, направленных на защиту прав в неблагополучных семьях; принесено 5 протестов; объявлено 44  официальных предупреждений,  в том числе 26- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , 14- по профилактике пьянства и наркомании в молодежной среде,  22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора в рамках проведения проверок соблюдения законодательства по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних; 12 лиц по требованию прокурора привлечены к административной ответственности.

     По результатам проведенных прокуратурой проверок  и внесенных прокурора района предписаний  5 несовершеннолетних из 4 семей  признаны находящимися в социально-опасном положении. С данными семьями соответствующими субъектами проводится работа по реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и преодолению показателей социально опасного положения.

     Вместе с тем, хочется в очередной раз  обратить внимание родителей на необходимость активного взаимодействия с учреждениями образования, в которых обучаются Ваши дети, для своевременного и комплексного принятия мер по  предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

 

Старший помощник

прокурора Брестского района

юрист 2 класса                                                                        И.В. Марейко 

Адаптация к 5 классу

Первый раз в пятый класс
или проблемы школьной адаптации.

     Ура! Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник!
     Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, Вы вдруг с ужасом замечаете, что Ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал "на счет раз", постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. И вот впервые Вы стоите и краснеете перед отсчитывающим Вас учителем…
     Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на "взрослый лад". Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".
     Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
     При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, МНОГО новых ребят. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому то больше некому напомнить, какой следующий урок, и в какой кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одно учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
     Чем можно помочь? Попросите классного руководителя помочь сориентироваться ребятам, провести своего рода экскурсию по школе, рассказать, где что находится. А в классе вывесить расписание звонков и уроков, так же повесить номера кабинетов (и на какой этаже они находятся). А самое лучшее, если первую неделю классный руководитель будет встречать ребят на перемене и провожать до кабинета.
     Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли, И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
     Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности - а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например: русский - принести зеленую ручку, английский - приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.
     Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны - появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия - начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
     Чем можно помочь? Конечно, такой подход к ребенку может обидеть Вас, дорогие родители: как же так, ведь надо искать индивидуальный подход ко всем в классе. Конечно, доля истины в этом есть, и учителя максимально прилагают усилия. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, такое отношения приобщает ребенка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника.
     Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требования учителей. Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
     Камень 4: пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так, например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
     Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пройдут в играх, потому что в игре проявляется более сильная мотивация (чем в учебной деятельности). Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

     И в заключение хочу отметить следующее. Школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).