Профилактика насилия в семье

Акция «Дом без насилия!»

13.04.2020

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!» проходит в Республике Беларусь с 13 по 24 апреля 2020 года. Ее целью является вовлечение широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

В рамках республиканской акции будет проводиться широкое информирование граждан о возможностях государственных органов и общественных объединений в деле помощи пострадавшим и решения проблемы домашнего насилия, в том числе планируется разъясняться законодательные механизмы профилактики и воздействия на тех, кто совершает насилие в семье.

В рамках акции "Дом без насилия" 23 апреля (четверг) с 14.00 до 18.00 представитель МВД Беларуси проведет дежурство на общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801.

 

свернуть

Насилие в семье: виды, формы, последствия

Насилие в семье: виды, формы, последствия

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы - перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии. Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества? Они преподают ребенку урок насилия. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже. Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию. Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Организации работает для содействия достижению фактического равенства женщин и мужчин, искоренения дискриминации по признаку пола посредством реализации социальных программ по предупреждению гендерного насилия, включая предупреждение торговли людьми, домашнего насилия, дискриминации на рабочем месте, сексуальных домогательств.

- предоставление информации по безопасной миграции на бесплатной телефонной инфолинии 113 и короткому номеру 7113 для абонентов мобильной связи, электронной почте consultation@lastrada.by и он-лайн на сайте www.lastrada.by

- консультации для пострадавших от домашнего насилия на бесплатной общенациональной горячей линии 8-801-100-8-801

- помощь для пострадавших от торговли людьми, включая кризисную помощь за границей

- обучение для специалистов по вопросам противодействия торговле людьми

- предупреждения домашнего насилия и продвижения гендерного равенства

- экспертиза по вопросам организации помощи пострадавшим от торговли людьми, насилия в семье, гендерного неравенства, адвокатирования интересов граждан, разработки политик на основе международных стандартов, внедрения гендерного подхода.

свернуть

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
  8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
  10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
  11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
  12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
  15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
  16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
  17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
  18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

 

свернуть

Виктимное поведение

«Никто не желает страдать, и тем не менее все ищут боль и жертву,а, отыскав, чувствуют,что бытие их оправдано...»

  

Пауло Коэльо

 

 Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Но есть и такие, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвами. Личные качества таких людей вызывают недоумение, особенно если они направлены им во вред.

В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Что такое виктимность?

Виктимность – это особенность поведения человека, который ненамеренно навлекает на себя агрессию со стороны других людей. Термин произошел от латинского слова «victima» — жертва. Понятие широко употребляется в виктимологии – междисциплинарной области криминологии, исследующей процесс становления жертвой преступления. Свойство быть жертвой можно рассматривать как патологию. Виктимность и виктимное поведение проявляются в разных сферах жизни. Но глубже всего феномен рассмотрен в семейных отношениях.

Виктимность в психологии

Феномен жертвы находится на перекрестке юридической и социальной психологии. С точки зрения последней виктимное поведение – это отклонение, основанное на таких факторах, как:

  • предрасположенность;
  • внешние обстоятельства;
  • влияние социума.

Комплексу виктимности больше всего подвержены дети подросткового возраста. Этот возраст связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, поведенческой ориентацией на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, сложнее проходит (переживает) данный этап. Особенности его психического развития проявляются, в первую очередь, в системе взаимоотношений с окружающими людьми, формируют поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становлении самосознания, «способность не углубляться в привязанности» и другое. У таких детей, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Подросток вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в учреждении. Вместе с тем, его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он требует к себе внимания и одновременно отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к отрицательным последствиям. Подросток неосознанно ищет экстремальные ситуации, провоцирует агрессию со стороны взрослых, сверстников и даже животных.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВИКТИМНОСТЬ: ПРИЗНАКИ

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия. Он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов и приносит себя в жертву ради благ окружающих, терпит любую несправедливость, молча сносит обиды, поступает наперекор своим интересам и желаниям.

   

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в  отношениях. К ним быстро теряют интерес окружающие их люди, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой непрестижно и неинтересно. Человек с виктимным поведением постоянно попадает в опасные ситуации, его прогоняют с места в автобусе, выталкивают из очереди в магазине. Окружающие манипулируют им, злоупотребляют его безотказностью и мягкосердечием.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает преступников, выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде.

Однако, сам человек не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой и испытывает страдания. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания, но не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание унизить его и причинить вред.

Интуитивно человек стремится не показывать свои слабости в присутствии потенциального врага, избегать конфликтных и опасных ситуаций. Если же этого не случается – проявляется виктимное поведение жертвы. Что же провоцирует поступки индивида, совершая которые он навлекает на себя беду? Выделяют три вида людей, провоцирующих насилие над собой:

  1. Пассивно-подчиняемые. То есть жертва выполняет требования нападающего, но делает это вяло или неправильно интерпретирует слова и приказы. Таких людей больше всего (40%) из общего числа людей с описываемым синдромом.
  2. Псевдопровоцирующие. Не осознавая того, потенциальная жертва делает все, чтобы склонить оппонента к агрессии: ведет себя вызывающе, откровенно и пр.
  3. Неустойчивый тип. Чередование обоих типов поведения, непоследовательность в своих решениях и действиях, проявление невнимательности или непонимания.

Неадекватная самооценка, тревожность, эмоциональная неустойчивость делает человека подверженным риску стать пострадавшим. Причины виктимного поведения зачастую кроются в семейных отношениях. Предпосылкой его возникновения становятся такие факторы, как:

  • насилие;
  • синдром жертвы у родителей;
  • неблагоприятная среда, в которой вырос индивид (неблагополучная, неполная семья);
  • нахождение в прочих антисоциальных группах.

Признаки виктимности

В ситуациях, где проявляет себя психология жертвы, виктимное поведение отражается в правомерных и неправомерных поступках, которые могут никак не повлиять на совершение преступления, а могут сыграть решающую роль. Виктимный тип проявляет себя по-разному: в эмоциональной неустойчивости, тяге к подчинению, сложностях в общении, искаженном восприятии своих чувств и т.д. Если люди склонны неправильно реагировать в опасные для жизни моменты, они, скорее всего, попадут в переделку. Личную виктимную принадлежность определяют такие качества характера, как:

  • покорность;
  • внушаемость, доверчивость;
  • неосторожность и легкомыслие;
  • неумение постоять за себя.

Виктимное поведение и агрессия

В отношениях преступник-потерпевший в половине случаев совершенное насилие – это вина взаимодействующих людей, а не стечение обстоятельств. Одни люди уязвимы в большей мере, другие в меньшей, но в абсолютном большинстве преступлений действия потерпевшего становятся толчком к агрессии. Что можно делать «не так»? Вести себя дерзко, нарываясь на неприятности или, напротив, вяло, безэмоционально. При этом психология виктимного поведения такова, что потенциальная жертва сама склонна к агрессии и насилию.

Виктимность и личностная, и профессиональная

Всякая виктимная личность нестабильна. Проблемы возникают при психологических и социальных (а, возможно, и физиологических) свойствах индивида. Но синдром жертвы проявляет себя по-разному. Выделяют четыре его разновидности, которые в реальной жизни могут накладываться один на другой:

  1. Виктимогенная деформация – результат плохой социальной адаптации. Выражается в повышенной конфликтности, неустойчивости, неспособности к абстрактному мышлению.
  2. Профессиональная или ролевая. Характеристика роли человека в обществе, повышающая опасность посягательства на его жизнь и здоровье в силу занимаемой должности.
  3. Патологическая, когда синдром становится следствием болезненного состояния личности.
  4. Возрастная– некоторые группы населения, которым в силу возраста или наличия инвалидности свойственна виктимизация.
свернуть

Когда дети становятся свидетелями насилия

Мы часто забываем о том, что ребенок, на глазах у которого били мать, брата или сестру, тоже становится жертвой. Как это может отразиться на его дальнейшей жизни?

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но многим из них.

Эмоциональные реакции:

никчемность/бессилие;

чувство вины и ответственности за насилие;

страх за себя, братьев и сестер и мать;

гнев/ смущение/ унижение;

принятие насилия.

Поведенческие реакции:

проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить насильнику;

беспокойство/ неспособность сконцентрироваться;

проявление насилия для самовыражения;

плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость.

Психические и физические реакции и последствия:

получение повреждений при вмешательстве в конфликт;

энурез / нарушение сна;

головные боли/ боли в животе;

отставание в развитии и др.

Особенности различных реакций детей, ставших свидетелями насилия

над другими членами семьи

Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которые испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно также как и взрослые в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок носит полифакторный характер. Жестокое поведение, агрессия, насилие в присутствии ребёнка является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут сопровождают человека всю жизнь.

свернуть