Информация по профилактике суицидального поведения

Советы на каждый день «Как защитить себя от стресса»

  • Крайне редко всё бывает так плохо, как вы это себе представляете. Даже в ужасной ситуации бывают положительные моменты.
  • Живите по правилу Скарлет О'Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
  • Отныне полюбите себя больше, чем раньше.
  • Даже если настроение на «0», попробуйте устроить себе праздник, пусть маленький. Наступит душевная разрядка.
  • Попали в беду – не впадайте в неподвижность! Не сидите у окошка – действуйте! Расскажите кому-нибудь о том, что случилось. Не старайтесь победить стресс в одиночку.
  • Не встречайте стресс в «боксёрской стойке». Не собирайте силу воли в кулак. Наоборот, в первые дни расслабьтесь и даже поплачьте.
  • Если ушёл сон, попробуйте почти отказаться от ужина. Обязательно гуляйте перед сном.
  • Простой способ снять психологическую усталость – помечтать, пообщаться с друзьями, выехать на природу, сходить в театр…
  • Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему,   воспринимайте происходящее с юмором.
свернуть

Телефоны доверия и службы экстренной психологической помощи

1.Служба экстренной психологической помощи

«Телефон доверия» в г. Бресте

т. 51-10-13, или короткий номер

170(круглосуточно)

2. Центр, дружественный подросткам «Вместе»

УЗ «Брестская городская детская поликлиник № 1»

(г. Брест, ул. Кижеватова, д.74),

т. 57-40-88, пн-пт., 8.00-16.30

3. УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер.  Детское отделение дневного пребывания»

(г.Брест, ул.Кижеватова  76/1, пн.-пт.8.00-20.00)

т. 32-29-66(регистратура)

Т. 34-06-56 (детский дневной стационар)

4.Психотерапевтический центр пограничных состояний.

Амбулаторный прием:г. Брест, ул. Партизанский проспект, 14,т. 95-84-58

Отделение дневного пребывания г. Брест, ул. Сов.пограничников, 3,

т.52-74-48

5. ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

(г.Брест, пл.Свободы, 8, каб.4)

Запись к психологу по т. 32-11-55, 53-04-99

6.Общенациональная детская телефонная линия

(анонимный телефон доверия для несовершеннолетних)

8-801-100-16-11

(Бесплатно со стационарного телефона и мобильного телефона МТС)

свернуть

Способы снятия нервно-психического напряжения

  1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
  2. Спортивные занятия.
  3. Контрастный душ.
  4. Стирка белья.
  5. Мытье посуды.
  6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
  7. Скомкать газету и выбросить ее.
  8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
  10. Слепить из газеты свое настроение.
  11. Закрасить газетный разворот.
  12. Громко спеть любимую песню.
  13. Покричать то громко, то тихо.
  14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  15. Смотреть на горящую свечу.
  16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  17. Погулять в лесу, покричать.
  18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
свернуть

Это важно знать родителям!

Если вы заметили в поведении своего ребенка хотя бы один из следующих факторов:

  1. Разговоры о снижении ценности жизни, нездоровые фантазии на тему смерти, акцентирование внимания на эпизодах сведения счетов с жизнью в фильмах, новостях;
  2. Появление у ребенка литературы о желании уйти из жизни, просмотр соответствующей информации в интернете;
  3. Попытки ребенка уединиться. (Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о о желании уйти из жизни, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка);
  4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. (Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними! Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном);
  5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни;
  7. Попытки закончить все свои дела как можно быстрее, приведение всех дел в порядок;
  8. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям;
  9. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике);
  10. Словесные указания или угрозы

Бросайте все свои дела и старайтесь все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что подавленное настроение и ощущение потери смысла жизни ушло без следа.

Что поможет изменить ситуацию:

  • Для ребенка забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами, ему очень нужна эмоциональная поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки. Предложите ее сами.
  • Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?».
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
  • Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это».
  • Задавайте вопросы о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. Спросить, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, можно предложить свои способы изменения ситуации.
  • Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны утвердительные указания.

Девятнадцать рекомендаций

как сохранить спокойствие духа

 

  1. НЕ СЧИТАЙТЕ СТРАХ И ТРЕВОГУ… «СВОИМИ». Полезны только те сомнения и рассуждения, которые помогают лучше сориентироваться в конкретной ситуации и достичь всего, на что способен человек.
  2. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ДОСТИГНУТЬ. Тем самым Вы избавитесь от стрессовых перегрузок и переживания неуспеха. А практический результат будет тем же самым. Что толку переживать неудачу, лучше радуйтесь тому, что Вы способны реально сделать при полном напряжении сил. При этом не забудьте оценить «стоимость» здоровья близких и своего благополучия в семье, общения с детьми и других человеческих ценностей. И почти всегда Вы увидите, что ничего не проиграли, как показалось с первого взгляда, просто что-то для Вас более важно, чем для других, у Вас просто другие ценности, и Вы не можете рисковать ими точно так же, как другие, которые считают их менее значимыми.
  3. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПРИНЦИПА: «СДЕЛАТЬ ВСЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ СРОКУ!». На практике это выбивает из колеи творческих людей, которые любят свое дело и не могут соотнести свою деятельность с внешней необходимостью. В тех случаях, когда нельзя, нецелесообразно, невыгодно или просто не желательно экономить на качестве – лучше намечать к определенному сроку столько, сколько сможете, не позволяя себе лениться или неоправданно расслабляться, или поставить цель сделать все, когда Ваша интенсивная деятельность в намеченном направлении даст результат. Вы отказываетесь не от успеха и результата, а от нытья и стрессовых перегрузок.
  4. СДЕЛАЙТЕ ТЕ ЦЕЛИ, ОТ КОТОРЫХ НЕ В СИЛАХ ОТКАЗАТЬСЯ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ СЕЙЧАС, ПЕРСПЕКТИВНЫМИ.
  5. ОТНОСИТЕСЬ ИЗБИРАТЕЛЬНО К ПРОСМОТРУ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ И ЧТЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ. Лучше исключить те, где отсутствует полезная информация и явно просматривается желание ударить по нервам зрителей.
  6. ИЗУЧИТЕ РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТСЯ ЛИЧНО ВАМ, И ОЦЕНИТЕ СВОЙ УСПЕХ ТОЛЬКО ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ. Не верьте в равные возможности. Даже пассажиры переполненного в час «пик» троллейбуса при равных правах оказываются в разных позициях: одни сидят, другие стоят, третьи - висят на подножке. И удобное место освобождается только на конечной остановке.
  7. НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ ДРАМАТУРГИЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. Решите для себя, что правительство всегда делает то, что надо, занимаясь проблемами, которые Вас совершенно не касаются и никак не связаны с Вашими потребностями и интересами. Не верьте кажущейся неразберихе и не возмущайтесь беспорядком. Это лишь видимость. Вместо того, чтобы тратить время на возмущение и ожидать изменения окружающего порядка на разумный, лучше самим поступать разумно, исходя из того, что он существует. Бесполезно пытаться добиться понимания от того, кто имеет власть и не собирается сочувствовать Вашим интересам.
  8. НЕ ЖИВИТЕ В ПРОШЛОМ ИЛИ БУДУЩЕМ, ЖИВИТЕ В НАСТОЯЩЕМ. Многие пропускают свое счастье только потому, что заняты сожалениями об упущенных возможностях в прошлом или же слишком увлекаются детализацией далекого будущего. Творчество, любовь и счастье живут только в настоящем.
  9. ВЕРЬТЕ В ЛЮДЕЙ, ДАЖЕ ЕСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НЕ ДАЕТ ДЛЯ ЭТОГО ПОВОДА. В каждом человеке есть и светлая сторона.
  10. БУДЬТЕ МАКСИМАЛЬНО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ. Это максимальная профилактика конфликта, неизбежно вызывающего перегрузки.
  11. БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Никакая работа не может быть унизительной. Задевает самолюбие и оскорбляет принудительность действий.
  12. ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ВОЗМУЩЕНЫ, НЕ СПЕШИТЕ ВЫКАЗЫВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА. В таких случаях либо страдает невиновный, либо Вы втягиваетесь в игру, где истерика и гнев неминуемо ведут к проигрышу. Спокойно принимайте любой результат, не давая повода обвинить Вас во враждебных намерениях.
  13. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА, смотрите на противника не как на личность, сознательно стремящуюся нанести Вам ущерб. Умейте видеть и распознавать вынужденность, неизбежность и запрограмированность скованного стереотипами, задавленного обязательствами и порой тягостными функциями существа.
  14. УМЕЙТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОЛЬЮ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВИДИТЕ СКРЫТЫЙ МОТИВ. Например, быстро извиниться, как положено вежливому человеку, еще до начала выяснения виновности сторон и тем самым вообще выйти из ситуации конфликта.
  15. УЧИТЕСЬ ТЕХНИКЕ «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ» Умейте смело заявлять о своих желаниях и чувствах, не оскорбляя собеседника, концентрируясь только на субъективных  чувствах и образах, высказывать которые  Вы имеете право в любой ситуации.
  16. НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЙТЕ ОПАСНОСТИ. Фантазия не одно и то же, что предусмотрительность.
  17. РАЗРЕШИТЕ СЕБЕ НЕ СОЖАЛЕТЬ И НЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ о своих действиях, если убедились, что не можете поступить иначе. Если людям не наносится ущерб, то не стоит стремиться ломать себя в угоду общественным стереотипам и необоснованным стандартам.
  18. ЕДИНСТВЕННАЯ РАЗУМНАЯ ЦЕЛЬ важных дел, требующих время для их разрешения – избегать в любой текущий момент собственных грубых ошибок.
  19. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ САМОВНУШЕНИЯ. Например, постарайтесь пробудить в себе успокаивающие воспоминания – лес, поля, море, все, что напоминает Вам о прожитых счастливых и беззаботных мгновениях жизни. Активно вспоминайте мельчайшие детали, ощущения, запахи и т.д. Представьте счастливые, приветливые лица всех окружающих людей…
свернуть

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Рекомендации родителям

по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

По данным государственной статистики у 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, а по данным Всемирной организации здравоохранения общее количество смертей от суицида сейчас приближается к 1 млн. год. Особое внимание уделяется раннему выявлению подростков, склонных к суицидальным намерениям, и оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Причины суицидального поведения детей:

  • Проблемы, связанные с домом, семьёй, близкими, когда ребёнок чувствует себя ненужным, обузой, изгоем.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями: непринятие, унижение, страх, неразделённая любовь, одиночество. Ещё страшнее, если у ребёнка вообще нет опоры: ни дома, ни в школе, ни во дворе!
  • Тяжелая кризисная ситуация (смерть близких, катастрофа), превышающая порог стрессоустойчивости ребёнка, отсутствие поддержки.
  • Психические болезни (шизофрения, эпилепсия, депрессии)

Суицидальные попытки - эта всегда крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде.

Признаки суицидального риска у детей:

Словесные признаки:

  • Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так больше жить», «Даже если я умру, вы этого не заметите»,
  • Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не хочу вам мешать, скоро меня не будет!», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться!» (картинки и высказывания в Интернете, социальных сетях, рисунки на тему смерти),
  • Много шутит на тему самоубийства,
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти (картинки и записи в Интернете, в социальных сетях);
  • Приведение своих дел в порядок, раздаривание любимых вещей, составление предсмертной записки.

Поведенческие и эмоциональные признаки:

  • резкие изменения в поведении: беспокойное поведение, потеря интересов, хобби, безразличие в учёбе, пропуски уроков, уходы из дома, изоляция от друзей и семьи, уход в себя, безразличие к внешнему виду, повышенный интерес к сайтам, музыке и фильмам на тему смерти, нанесение себе царапин, порезов, сексуальная распущенность, употребление алкоголя и наркотиков;
  • эмоциональные нарушения: частые смены настроения, подавленность, угнетенность, самобичевание, чувство вины, тревожность, страхи, или раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, агрессии.
  • нарушения сна и аппетита: отсутствие аппетита, бессонница, частая усталость, или, наоборот, обжорство, сонливость.

О возможном суициде можно говорить по сочетанию большинства признаков!!!В любом случае, такое поведение - сигнал о том, что у ребёнка что-то случилось, и окружающим (педагогам, друзьям, родителям) необходимо уделить ему больше времени и внимания. Поговорите с ребёнком о его душевном состоянии («Как ты себя чувствуешь?», «Похоже, что у тебя что-то стряслось?», «Что тебя беспокоит?»), причём не старайтесь давать советы и не оценивайте его, будьте хорошим слушателем. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьезность намерений и чувств ребёнка.

В случае выявления суицидального риска у ребенка, депрессивных симптомов рекомендуем Вам обратиться вместе с подростком к специалистам  Брестского  областного психоневрологического диспансера или к психотерапевту в детскую поликлинику по месту жительства. 

Телефон детского отделения УЗ «БОПНД» (г.Брест, уд. Кижеватова, 76/1, т.21-54-71)

А также звоните по телефону доверия экстренной психологической помощи в г.Бресте (анонимно, круглосуточно): 25-57-27, или 170

 

 

Что могут сделать родители, чтобы не допустить суицидальных попыток у ребенка:

 

  1. Сохраняйте контакт со своим ребенком.
  2. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого: расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное при этом делать акцент на мысли «Я – не только родитель, я – твой друг».

Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

  1. Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
  2. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  3. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное то, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что не правильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  4. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – наш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
  5. Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  6. Разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важна ваша любовь, внимание, забота поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  7. Найдите баланс между свободой и не свободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не всегда умеет с ней обходиться, и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
  8. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов.
  9. Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. В случае необходимости Вы и Ваш ребенок всегда можете получить профессиональную помощь.    

 

 

свернуть