Профориентация

Что нужно знать, выбирая будущую профессию?

Что нужно знать выбирая будущую профессию

Выбор будущей профессии – дело сложное и ответственное. Правильный выбор влияет на благополучие человека, его жизненный успех. Учебные заведения нашей республики предлагают широкий спектр профессий. Ваша задача – сделать правильный выбор.

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить:

  • Свои склонности (это интересы, желания и т.д.)
  • Свои способности (задатки, тип темперамента)
  • Состояние здоровья
  • Пути и способы получения профессии
  • Знать ситуацию на рынке труда

Основные виды ошибок при выбор профессии:

Ошибка первая. Выбор профессии «за компанию». Помните, что при выборе будущей профессии следует учитывать свои склонности и способности, а не друзей.

  • Ошибка вторая. Неадекватная самооценка и низкий уровень критичности.
  • Ошибка третья. Предубеждение по поводу престижности профессии. Помните, что профессия престижна сегодня, а завтра может быть отодвинута на последний план.
  • Ошибка четвертая. Отсутствие информации о профессии и как следствие неадекватное представление о ней.
  • Ошибка пятая. Отождествление школьного предмета с работой

Уважаемые выпускники!

  • Если Вам нужна помощь в определении склонностей и способностей
  • Вы хотите узнать о возможных путях и способах получения профессии
  • Особенностях вступительной компании в вашем году поступления
  • Если Вам нужно обсудить проблемы и планы выбора профессии

Обращайтесь в социально-педагогическую и психологическую службу школы и Вам помогут!

свернуть

Методики для профессионального отбора и профориентации

Методики для профессионального отбора и профориентации

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/209388/pub_5d3ee0c8a2d6ed00add873ed_5d3ee0fcf8a62300affe6c86/scale_1200«Карта интересов», опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

«Карта интересов», модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

«Матрица выбора профессии». Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

«Ориентация» анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

«Профассоциации». Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.

«Профессиональные намерения». Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

«Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.

«Цель - Средство - Результат» методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

свернуть

Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации

В помощь при выборе профессии

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Полезные ссылки на интернет-ресурсы по профориентации:

Методический кабинет профориентации http://metodkabi.net.ru

Профориентация: кем стать? http://www.proforientator.ru

Азбука профессий http://www.kto-kem.ru

Полезные сайты для абитуриента:

http://abiturient.by  Каталог ВУЗов и специальностей. Информация приемных комиссий ВУЗов. Программы вступительных экзаменов по основным предметам. Мониторинг вступительной кампании.

http://kudapostupat.by  Справочник высших и средних учебных заведений, курсов по подготовке к ЦТ, образовательных центров. Графики проведения репеционного и централизованного тестирований. Новости образования.

http://www.kariera.by  Анонсы учебных курсов, семинаров, стажировок и стипендиальных программ. Каталог учебных учреждений, кадровых агентств, образовательных центров. База резюме и вакансий. Советы по трудоустройству.

http://edu.gov.by Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. Программы вступительных испытаний, контактная информация всех учреждений образования, нормативная документация и т.д.

http://rikc.by  Республиканский институт контроля знаний. Все самое важное о ЦТ, в том числе «Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования», график проведения ЦТ и РТ и многое другое. 

http://www.adu.by Образовательный портал Национального института образования Республики Беларусь. Билеты выпускных экзаменов, каталог образовательных услуг, новости сферы образования.

http://www.obrazovanie.by Образование и обучение в Беларуси. Образовательные услуги, статьи, форум и многое другое.

свернуть

Памятка выбирающему профессию

 

Выбор профессии

  • Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Особенно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
  • Не старайся поступить туда, куда поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, которую тебе хочется выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютны и что в любое время в твой жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха -  это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Постарайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после обучения. Это поможет сложиться представлению, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Выбор «за компанию» с друзьями.
  • Перенос отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Недостаточное знание профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Устарелые представления, незнание особенностей профессии.
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
  • Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  • Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  • Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.

 

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда.
  • Определиться в своих интересах.
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

свернуть

Органы внутренних дел

Следственно-экспертный факультет академии МВД