Методическая копилка

Книга "Срока давности не имеют..."

Книга "Срока давности не имеют... преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." была презентована в рамках масштабного издательского проекта "Библиотека Союзного государства". Издание содержит достоверные материалы о героическом прошлом Республики Беларусь и Российской Федерации. о культуре и традициях, которые объединяют белорусов и россиян.

свернуть

Визуализация учебной информации как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

Главным ресурсом в образовательном процессе по-прежнему является учебная информация. Сегодня многие исследователи отмечают качественно иное отношение современных учащихся к информации: они все чаще отдают предпочтение медиа-информации, а не книжной. Современный ученик – представитель «клипового мышления», представитель поколения Z. Это люди, которые родились после 2000 года. Главная черта представителей данного поколения — умение быстро усваивать информацию, но при этом очень дозированно. Это покорители цифрового мира, использование интернета и гаджетов для них также естественно, как дышать. Они привыкли, что информация доступна в один клик и изучают только то, что им интересно. Быстро переключают внимание и не умеют концентрироваться. В условиях информатизации современного общества актуален вопрос применения таких образовательных технологий, методов и приемов, которые помогут школьникам научиться относительно быстро ориентироваться в огромном информационном потоке.

Учитывая все сказанное, необходимо изменять и учебное пособия таким образом, что бы оно легко воспринималось и усваивалось, представляя собой информационный ресурс обучения. В наибольшей степени данную проблему позволяет решить технология визуализации информации, в основе которой лежат эффективные способы обработки и компоновки информации, позволяющие ее «сжимать», т.е. представлять в компактном, удобном для использования виде.

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный. В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

Понятие «визуализация» значительно шире понятия «наглядность» и включает самые разнообразные способы создания образа воспринимаемого предмета или явления органами чувств. Ее результатом является не механическое копирование действительности ребенком, а конструирование перерабатываемого сознанием блока информации, получившей индивидуальную окраску.

В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Визуализация содержания учебного материала позволяет решить несколько образовательных задач:

  • вовлечение школьников в процесс обучения;
  • перевод из пассивной позиции в активную;
  • стимулирование интереса к предмету;
  • формирование предметных и метапредметных компетенций;
  • повышение уровня информационной культуры.

Средства визуализации информации:

«Таймлайн» (лента времени)— это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

Инфографика. К инфографике можно отнести любое сочетание текста и графики, созданное с намерением наглядно изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Другими словами, инфографика помогает учителю сделать текстовый материал наглядным. А из-за того, что визуальный материал легче для усвоения, учащиеся лучше и быстрее его поймут. А это, в свою очередь, дает больше времени на отдельные моменты темы, большее количество знаний. Отличие инфографики от других видов визуализации информации заключается в том, что это не просто графика, построенная на основе некоторого количества данных, это графика, в которой используется визуальная информация, связанная с конкретными примерами из жизни, предметами обсуждения. Каждая инфографика должна иметь какую-то особенность, которая поможет информации запомниться с первого раза. Нужно найти хотя бы один факт, точку зрения или историческую личность — что-то, способное увлечь учащихся.

QR-код — это двухмерный штрихкод, который состоит из черных и белых пикселей и позволяет кодировать до нескольких сотен символов. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места или даже целая визитная карточка.

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Если по-простому, скрайбинг — это когда вы дополняете свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно.

Скрайбинг имеет ряд преимуществ, что позволяет использовать его на любом уроке и по любой теме для объяснения нового материала и проверки усвоенного: проверка домашнего задания (с помощью скрайбинга рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); формулировка темы урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);обобщение материала, закрепление (скрайбинг состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод); организация групповой работы (составление скрайбинга на заданную тему из предложенных изображений, сравнение рисунков групп);творческое домашнее задание (составление рисунка в печатном или электронном виде на заданную тему) и т.д.

3 вида:

1)Рисованный

2) Аппликационный

3) Компьютерный

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое . Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Функции ментальных карт:

  • обработка большого объема информации;
  • структуирование данных для лучшего запоминания информации;
  • создание визуального документа, который помогает воспринимать материал.

Работа с ментальной картой очень продуктивна, так как  строится на психологической основе, а главное-делает учащегося активным создателем своих знаний.

 

Основа разработки ментальной карты «лучистость мышления». Отправная точка-центральный рисунок, от которого в разные стороны расходятся лучи. Над ними располагаются ключевые слова или изображения, которые соединятся между собой. Все элементы создают связанную узловую систему. Объект исследования располагается на центральном рисунке;

  1. Основные темы, связанные с объектом исследования, отходят от центрального рисунка в виде веток;
  2. Ветки показываются и объясняются ключевыми словами или рисунками;
  3. Ветки образуют узловую систему.

Использование ментальных карт на уроках:

  1. При изучении новой темы сложные понятия можно объяснить и представить в виде системы;
  2. При закреплении полученных знаний облегчается понимание и запоминание учебного материала.
  3. Использование ментальных карт при проведении контроля знаний может помочь учителю оценить степень понимания учащимися учебного материала, а так же выявить пробелы в знаниях.

В своей работе чаще всего я использую следующие инструменты:

  1. Программа Microsoft PowerPoint (создание презентаций, инфографик, рабочих карт и т.д.);
  2. Сервис Canva;
  3. Возможности серверов WordArt, Learning Apps;
  4. Таймлайн, интерактивные карты, облака слов.

Список использованных источников 

  1. Визуализация, эксперимент, взаимодействие: использование цифрового контента и ресурсов в педагогической деятельности/ Сборник материалов Web –конференции 28.05.2018 – 01.06.2018
  2. Приступа, Т. С. Визуализация на уроке истории — для представителей поколения Z : система работы с наглядным материалом для повышения познавательной активности школьников / Т. С. Приступа // Народная асвета. - 2020. — № 5. — С. 25—28. УДК 372.8 ББК 74.26 
  3. Средства визуальной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа https://http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii . Дата доступа: 12.2021

 

свернуть