Приложение 1
Особенности организации образовательного процесса на і ступени общего среднего образования
- Учебные программы
В 2023/2024 учебном году используются учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2023 году. Для проведения учебных занятий по интегрированному учебному курсу «Введение в школьную жизнь» используется учебная программа, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь в 2016 году. Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
Корректировка учебных программ предусматривала:
исключение сложных для младших школьников элементов содержания учебного материала, дублирования учебного материала;
повышение роли воспитательного и развивающего потенциала содержания учебного материала по учебным предметам, направленного на саморазвитие, самопознание учащихся и формирование у них морально-этических качеств и ценностно-смысловых установок;
приведение учебных программ в соответствие с требованиями, предъявляемыми к подготовке технических нормативных правовых актов.
Обращаем внимание, что в учебные программы по учебным предметам I ступени общего среднего образования внесены следующие изменения общего характера:
откорректирована глава I (адресат, формы и методы обучения, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, особенности содержания обучения);
откорректирован задачно-целевой блок в контексте компетентностной парадигмы образования, ориентирующей на личностное и познавательное развитие учащихся;
произведена корректировка отдельных формулировок содержания учебного материала.
Учебные программы по учебным предметам «Русский язык», «Беларуская мова»:
уточнены виды деятельности, выполняемые учащимися на уроке;
уточнено количество часов на изучение разделов «Гукі і літары» (количество часов увеличено с 53 до 54) и «Слова» (количество часов уменьшено с 16 до 15) во II классе учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания.
Учебные программы по учебному предмету «Беларуская лiтаратура (літаратурнае чытанне)»:
откорректировано содержание раздела о межпредметных связях литературного чтения с иными учебными предметами;
обновлены виды деятельности в разделах «Літаратурна-творчая дзейнасць вучняў», «Фарміраванне чытацкіх уменняў і ўніверсальных вучэбных дзеянняў»;
уточнен перечень произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения.
Учебные программы по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)»:
откорректировано содержание раздела о межпредметных связях литературного чтения с иными учебными предметами;
обновлены виды деятельности в разделах «Литературно-творческая деятельность учащихся», «Формирование читательских умений и универсальных учебных действий».
Учебная программа по учебному предмету «Математика»:
уточнены и откорректированы виды учебно-познавательной деятельности и основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся с целью сохранения системности и последовательности представления содержания и требований, предъявляемых к знаниям и умениям обучающихся;
увеличено количество часов, отведенных для повторения учебного материала в начале учебного года и закрепления учебного материала в конце учебного года за счет перераспределения учебных часов на изучение разделов учебной программы:
I класс
Тема «Двузначные числа до 20» (количество часов уменьшено с 60 до 58).
Тема «Повторение изученного в I классе» (количество часов увеличено с 10 до 12).
Тема «Прямая. Точка. Отрезок» перенесена из раздела «Однозначные числа» в раздел «Двузначные числа до 20».
II класс
Тема «Повторение изученного в I классе» (количество часов увеличено с 8 до 10).
Тема «Внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100» (количество часов уменьшено с 64 до 62).
Тема «Умножение и деление» (количество часов уменьшено с 18 до 16).
Тема «Повторение изученного во II классе» (количество часов увеличено с 8 до 10).
III класс
Тема «Умножение и деление» (количество часов уменьшено с 65 до 62).
Тема «Трехзначные числа» (количество часов уменьшено с 56 до 54).
Тема «Повторение изученного в III классе» (количество часов увеличено с 7 до 12).
IV класс
Тема «Повторение изученного в III классе» (количество часов увеличено с 10 до 14).
Тема «Многозначные числа от 1000 до 1 000 000» (количество часов увеличено с 29 до 30).
Тема «Сложение и вычитание» (количество часов уменьшено с 26 до 25).
Тема «Умножение и деление» (количество часов уменьшено с 67 до 59).
Тема «Повторение изученного в IV классе» (количество часов увеличено с 8 до 12).
Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» (I–III классы):
уточнены и откорректированы виды учебной деятельности учащихся на уроке и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся;
уточнены отдельные формулировки тем и элементов содержания учебного материала.
Учебная программа по учебному предмету «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» (IV класс):
конкретизировано предназначение учебного предмета в соответствии с Концепцией школьного исторического образования в Республике Беларусь (2022);
актуализированы сведения о трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в соответствии с принятием в 2022 году Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»;
уточнены названия памятных дат и государственных праздников (22 чэрвеня – Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны і генацыду беларускага народа; другая нядзеля мая – Дзень Дзяржаўнага сцяга, Дзяржаўнага герба і Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь);
предусмотрена трансляция традиционных ценностных установок белорусского народа, опосредованно представленных в содержании учебной программы, например: «Ушанаванне памяці продкаў на Радаўніцу і Дзяды», «Дзейнасць і духоўны запавет Кірылы Тураўскага», «Патрыятычны духоўны запавет Ф. Скарыны», «Пачуццё любові да Радзімы ў паэтычнай творчасці Янкі Купалы і Якуба Коласа».
Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»:
уточнена тематика практической художественно-творческой деятельности учащихся в соответствии с их возрастными особенностями;
конкретизированы виды деятельности по каждому разделу учебной программы;
откорректированы требования к результатам учебной деятельности учащихся;
увеличен национальный сегмент содержания учебной программы.
Учебная программа по учебному предмету «Музыка»:
включена информация о возможности перераспределения количества учебных часов на изучение тем (в пределах общего количества часов, отведенных на изучение темы в рамках четверти или полугодия);
откорректированы ожидаемые результаты изучения содержания учебного предмета «Музыка» по классам;
откорректировано (уточнено, в отдельных случаях упрощено) содержание изучаемых тем (к примеру, исключены понятия «кантиленное пение», «танцевальность», «акцент», «маршевость», «пунктир», «мотив» и другое);
откорректированы формулировки осваиваемых способов деятельности;
обогащен песенный репертуар по каждому классу.
Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
расширено содержание раздела «Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения» за счет учебного материала, отражающего изменения в Правилах дорожного движения;
в каждом разделе учебной программы уточнены и откорректированы формулировки основных требований к результатам учебной деятельности учащихся (II–IV классы);
представлены виды и способы деятельности;
оптимизировано содержание учебного материала:
исключен сложный для учащихся учебный материал: «Общие сведения о процессе горения» (II класс); «Виды водоемов по глубине и объему» (III класс);
включен учебный материал о метрополитене и правилах пользования им (тема «Безопасное поведение на железной дороге» (IV класс)); о способах отказа от навязываемых предложений, которые могут нанести вред здоровью (раздел «Здоровый образ жизни» (IV класс));
перенесен учебный материал «Безопасные и опасные предметы в доме (газовая и электрическая плиты, утюг, столовые приборы, инструменты для рукоделия и мелкого ремонта). Безопасное обращение с предметами домашнего обихода» из темы «Безопасное поведение в жилых и административных зданиях» в тему «Безопасная среда дома» (II класс);
урегулировано общее количество изучаемых понятий: ряд из них переведен из статуса «знать» в статус «иметь представление»;
уточнены названия тем: «Способы сообщения об оказании экстренной помощи при пожаре», «Особенности дорожного движения при различных погодных условиях», «Огонь и человек» (II класс), «Ознакомление с группами дорожных знаков для пешеходов», «Пожары, которые возникают осенью и весной», «Первая помощь при обморожении и переохлаждении» (III класс), «Безопасные маршруты движения в районе проживания и учебы» (IV класс).
Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение»:
исключены из раздела «Технология народных ремесел» темы «Соломоплетение» (II–IV классы), «Вязание крючком» (III–IV классы);
увеличено количество часов на изучение раздела «Технология обработки материалов» (темы «Изготовление изделий из бумаги и картона» (II–IV классы), «Изготовление изделий из подручных материалов» (II–IV классы)), раздела «Технология хозяйствования» (тема «Обеспечение быта семьи» (III класс));
расширено содержание указанных тем (откорректировано содержание теоретических сведений и практической деятельности, предложены дополнительные учебные задания);
акцентировано внимание на освоении безопасных приемов работы с инструментами;
уточнены межпредметные связи;
уточнены вспомогательные материалы, использование которых предусмотрено в практической деятельности;
исключены сведения о переплетении нитей в ткани (III класс);
откорректированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.
Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»:
содержание учебной программы разделено на «Инвариантный компонент» (основы физкультурных знаний, основы видов спорта (5 тем)) и «Вариативный компонент»;
перераспределены учебные часы на изучение тем инвариантного и вариативного компонентов с учетом последовательности и систематичности изучения учебного материала в классах;
указаны «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» (отдельно для каждого класса);
откорректированы содержание учебной программы по каждому классу, последовательность изучения учебного материала;
приведена в соответствие с возрастными особенностями тематика практической деятельности учащихся.
- Учебные издания
В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023 г.). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.
Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).
К 2023/2024 учебному году переизданы с учетом результатов опытной проверки, изучения мнения учителей и учащихся следующие учебные пособия:
Трафимова, Г.В. Человек и мир: учебное пособие для 1-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г. В. Трафимова, С. А.Трафимов. – Минск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023.
Трафімава, Г.У. Чалавек і свет: вучэб. дапам. для 1-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Г. У. Трафімава, С. А. Трафімаў. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023.
В учебном пособии:
введена цветовая символика для обозначения материала каждого раздела;
разделы, посвященные временам года, начинаются шмуцтитулами с материалом для организации целеполагания;
разработана новая рубрика «Проверьте себя»;
увеличен объем материала по темам «Наша Родина – Беларусь», «Животные – часть живой природы. Жизнь животных осенью», «Я и моя семья», «Опасные ситуации»;
иллюстративный аппарат дополнен схемами, сюжетными рисунками;
доработан и откорректирован текстовый материал;
включены задания внутрипредметного и межпредметного характера, направленные на актуализацию знаний учащихся, предполагающие опору на их жизненный опыт, формирование интеллектуальных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Свірыдзенка, В. І. Беларуская мова вучэб. дапам. для 3-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання: у 2 ч. / В. І. Свірыдзенка. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023. – Ч. 1.
Свірыдзенка, В. І. Беларуская мова : вучэб. дапам. для 3-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання: у 2 ч. / В. І. Свірыдзенка. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023. – Ч. 2.
В учебном пособии:
перераспределены словарные слова для равномерного обеспечения языковым материалом контрольных словарных диктантов;
список словарных слов добавлен в первую часть учебного пособия;
уменьшен объем некоторых домашних заданий;
выделено дифференцированное домашнее задание, которое выполняется по желанию;
увеличено количество иллюстративного материала, откорректированы отдельные иллюстрации;
обновлена форма представления алгоритмов;
внесены коррективы в содержание схемы «Будова сказа» на форзаце;
увеличено количество слов в рубрике «Словарь»;
упрощен доступ к дополнительным материалам по QR-коду.
Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорусским и русским языками обучения : в 2 ч. / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – Минск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023 – Ч. 1.
Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорусским и русским языками обучения : в 2 ч. / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – Минск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023 – Ч. 2.
В учебном пособии:
представлен новый материал для изучения раздела «Глагол»;
увеличено количество заданий проблемного характера, вопросов и заданий, направленных на осуществление учащимися самоконтроля и самооценки;
уменьшено количество текстов для списывания;
аппарат организации усвоения дополнен схемами.
Жуковіч, М. В. Літаратурнае чытанне : вучэб. дапам. для 3-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання : у 2 ч. / М. В. Жуковіч. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023 – Ч. 1.
Жуковіч, М. В. Літаратурнае чытанне : вучэб. дапам. для 3-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання : у 2 ч. / М. В. Жуковіч. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023 – Ч. 2.
В учебном пособии:
откорректировано содержание обобщающих уроков по разделам;
пересмотрена последовательность вопросов после произведений;
введены дополнительные задания с целью повышения интереса к учебному предмету;
сделан акцент на систему обучения выразительному чтению поэтических произведений;
введены задания по работе с иллюстрациями;
добавлен учебный материал, способствующий реализации межпредметных связей с учебными предметами «Беларуская мова», «Русский язык», «Человек и мир», «Изобразительное искусство».
Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
В 2023/2024 учебном году будет проводиться опытная проверка следующих учебных изданий:
Антановіч Н. М., Антонава Н. У. Беларуская мова: вучэбны дапаможнік для 2 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання;
Ковалив В. В., Горбунова М. Б. Музыка: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения;
Стремок И. М. Литературное чтение: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения;
Гулецкая Е. А., Федорович Г. М. Русский язык: учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения;
Юрченко Н. А.,Журба А. Ф., Трудовое обучение. Учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения.
Антановіч Н.М.,
Антонава Н.У.
Беларуская мова (2022).
Вучэбны
К 2023/2024 учебному году подготовлены новые издания для учителей:
Ковалив В. В., Горбунова М. Б. «Музыка. 2 класс. Нотная хрестоматия»: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения;
Волкова И. Г., Семёнова О. Г. «Изобразительное искусство в 3 классе»: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения;
Мельников О. И., Обчинец А. С. «Развивающие логические задачи в 3–4 классах»: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения;
Муравьёва Г. Л., Урбан М. А. «Математика в 4 классе»: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса на І ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
По учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» при организации образовательного процесса следует использовать учебные пособия, которые выдаются на учреждение образования в виде класс-комплектов. При составлении учебного расписания необходимо обеспечить возможность использования на учебных занятиях учебных пособий по этим учебным предметам.
Обращаем особое внимание, что в соответствии со статьей 86 Кодекса Республики Беларусь об образовании к использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для I класса. Учитель не имеет права требовать приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.
- Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться требованиями учебных программ по учебным предметам, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе.
В учебных программах содержатся требования к результатам учебной деятельности учащихся. Не допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебными программами.
К 2023/2024 учебному году подготовлено учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку» (авторы сопроводительного текста, составители – Л.Ф. Кузнецова, О.И. Тиринова, Н.Г. Ванина, Д.В. Овчаров). Учебное издание оснащено новым элементом дополненной реальности – аудиогидом, доступным по QR-коду. С помощью мобильного устройства учащиеся смогут прослушать информацию по теме, которой посвящен каждый разворот пособия.
Учебное пособие предназначено для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях и во внеучебной деятельности (на классных и информационных часах, в объединениях по интересам, в группе продленного дня). Рекомендации по использованию в образовательном процессе данного учебного издания размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
Обращаем внимание, что при проведении обучающих работ по развитию связной устной и письменной речи (изложения, сочинения) и контрольных словарных диктантов следует придерживаться объемов, указанных в Приложениях 2, 3 «Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования». При проведении контрольного словарного диктанта в первой четверти или в первом полугодии текущего учебного года могут использоваться словарные слова, изученные в предыдущем учебном году.
Обучение в I классе начинается с курса «Введение в школьную жизнь», который изучается в течение первых 20 учебных дней в пределах общего количества учебных часов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования. Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Остальные учебные предметы, определенные типовым учебным планом общего среднего образования, изучаются по завершении курса «Введение в школьную жизнь».
По учебному предмету «Обучение грамоте» в классном журнале оформляются две отдельные страницы: обучение грамоте (обучение чтению), обучение грамоте (обучение письму).
Формирование функциональной грамотности учащихся
Формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебного предмета предполагает развитие способностей использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательный процесс на I ступени общего среднего образования ориентирован на формирование у учащихся ключевой компетенции «умение учиться», обеспечивающей личностное и познавательное развитие человека на протяжении всей жизни. Предпосылкой для формирования данной компетенции является наличие определенного уровня функциональной грамотности – готовности и способности решать учебные и жизненные задачи на основе освоенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Формирование функциональной грамотности предполагает обеспечение учителем деятельностного характера обучения, ориентированного на отработку у учащихся социально-личностных, учебно-познавательных, организационных (регулятивных) и социально-коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), совокупность которых обеспечивает развитие гибких навыков (креативности, критического мышления, эмоционального интеллекта, коммуникации, кооперации и других).
Целенаправленная отработка личностных и метапредметных УУД – основных слагаемых функциональной грамотности – предполагает формирование у учащихся надпредметных (метапредметных) способов действий, являющихся целевыми ориентирами и прогнозируемыми результатами, которые обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами всех учебных предметов, изучаемых на I ступени общего среднего образования.
Успешное формирование функциональной грамотности у младших школьников зависит от сформированности умений выполнять личностные и метапредметные УУД. Обобщенно их можно представить в следующем виде:
осознавать собственное незнание и неумение путем самоанализа и самооценки (я знаю, что я знаю, и я знаю, чего я не знаю); осознавать и осмысливать собственные действия (что я делаю, зачем я это делаю, как я делаю); устанавливать и анализировать причины своих ошибок; контролировать и оценивать собственные действия (развивать в себе рефлексию, рефлексивную позицию);
самостоятельно приобретать и использовать знания при решении проблемно-поисковых учебных задач: определять алгоритм решения учебной задачи, выстраивая последовательность операций по овладению новым способом действия (прогнозировать и планировать последовательность действий, разрешать противоречия, формулировать гипотезы);
применять знания в нестандартных (незнакомых, измененных) ситуациях, содержащих избыточность или недостаточность информации, включающих подсказки или исключающих образцы и подсказки (проявлять креативность);
работать с информацией, представленной в вербальной и невербальной формах (совмещающей сплошной текст с иллюстрациями, таблицами, графиками, схемами, диаграммами, географическими и историческими картами); использовать тексты разных типов, стилей, жанров; интерпретировать высказывания («читать между строк»); интегрировать сообщения из разных источников (связывать информацию, представленную вербально и графически); использовать информацию для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (осмысливать, преобразовывать и применять информацию);
рационально выполнять логико-смысловые действия при решении учебных и конкретно-практических задач (анализ, сравнение, классификация, обобщение и другие) (логически обрабатывать и критически оценивать информацию);
проявлять волевые качества, познавательный интерес, целеустремленность, инициативность, самостоятельность (стремиться к саморазвитию);
идентифицировать собственные эмоции и управлять ими; понимать эмоции других людей и проявлять ответную реакцию на их чувства, потребности, намерения; сопереживать и оказывать посильную помощь другим (распознавать эмоции и управлять ими, проявлять эмпатию);
ставить и решать коммуникативные задачи (описывать, убеждать, доказывать, объяснять) в ходе работы в парах и группах, используя различные виды речевой деятельности (взаимодействовать и работать сообща).
Решение учебных/жизненных задач может быть достигнуто за счет создания различных проблемных (поисково-исследовательских) ситуаций. Приведем некоторые из них в качестве примеров, используемых на уроках русского языка:
«ситуации-альтернативы» содержат истинные и ложные суждения учащихся на лингвистическую тему, которые предлагается оценить с помощью стратегий критического мышления: «Прочитай утверждения ребят. С кем из них ты согласишься? Почему?», «Ребята разделяли выделенные слова для переноса. Изучи работы учеников. Кто из них ошибся? Объясни причины ошибок»;
«ситуации-ловушки» содержат ошибочную, недостаточную или противоречивую информацию, подключают регулятивные умения учащихся – контроль, оценку, рефлексию: «Прочитай загадку и рассмотри рисунки. Какой рисунок ошибочный?», «Ученики составляли группы однокоренных слов. Прочитай, что получилось у Раи и Лены. Отметь, кто из учениц выполнил задание правильно. Чего не учла вторая ученица?»;
«ситуации-исследования» требуют выдвижения гипотез, поиска доказательств и нестандартного подхода к решению задач; развивают креативность и дивергентное мышление: «Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, что их объединяет? Подумай, что можно нарисовать на месте недостающих рисунков?»;
«ситуации-алгоритмы» предусматривают планирование пошаговых операций, сравнение соответствия проводимых действий с учебной задачей, задействуют регулятивную сферу обучающегося: «Прочитай сочинения, которые составили второклассники. Какое сочинение можно назвать связным текстом, а какое – отдельными предложениями? Обоснуй свое мнение. Попробуй изменить вторую запись так, чтобы получился связный текст, к которому можно подобрать заголовок „Наш класс“», «Выпиши слова с буквой ц. Пронумеруй их в той последовательности, в какой они будут стоять в словаре. Какую памятку ты используешь для этого?».
Учет результатов выполнения диагностической работы по чтению и пониманию текста (IV класс)
В 2022/2023 учебном году в учреждениях общего среднего образования проведено изучение чтения и понимания текста на белорусском языке, в котором приняли участие учащиеся IV класса. По результатам изучения подготовлены рекомендации, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса на І ступени общего среднего образования. Данные рекомендации размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Республиканский мониторинг качества образования.
Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь получены сведения, в том числе ранее неизвестные, о населенных пунктах, полностью либо частично уничтоженных в годы оккупации и не восстановленных после войны.
В соответствии с заключением временной межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 01.12.2022 № 409р для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела, «Хатынский список» дополнен 30 населенными пунктами, разделившими судьбу деревни Хатынь. Установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270. Также установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями сельских населенных пунктов – не менее 11 726.
Обращаем внимание, что в содержание электронной версии учебного пособия по учебному предмету «Человек и мир» для IV класса внесена информация в виде подстрочной сноски (с.109), представленная временной межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 01.12.2022 № 409р для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела.
При изучении соответствующих тем по учебному предмету «Человек и мир» данную информацию необходимо довести до сведения учащихся IV класса.
«Метадычныя рэкамендацыі па адлюстраванні палітыкі генацыду беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны на акупіраванай тэрыторыі Беларусі пры вывучэнні змястоўнага блока „Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь“ у IV класе з выкарыстаннем інфармацыйна-аналітычных матэрыялаў і дакументаў аб генацыдзе, сабраных Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь», «Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь», а также презентации размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год /Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.
Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов
В 2023/2024 учебном году актуальным остается реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, формирование у учащихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, к созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебных программах.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на личностные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования, конкретизированные в учебных программах по учебным предметам.
Например, реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Русский язык» связана с достижением учащимися личностных образовательных результатов – усвоением нравственных ценностей средствами учебного предмета; развитием культуры и этики речевого общения и поведения, познавательного интереса; воспитанием эстетического вкуса.
Достижению данных результатов способствуют специально подобранное содержание учебного материала, использование разнообразных форм, методов и средств обучения, организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроке.
Основные направления деятельности учителя по воспитанию духовно-нравственных, морально-этических, эстетических и других качеств личности ученика
- Подбор дидактического материала, направленного на формирование нравственно-этической ориентации, гражданской идентичности, ценностного сознания учащихся. Особенно удачными в этом смысле оказываются подборка произведений гражданской, межличностной, природоведческой, этической и эстетической проблематики (о Родине, дружбе, труде, школе, животных, героических поступках людей и так далее). Ценность образцовых текстов состоит в том, что они сами по себе выполняют воспитательную роль. Продуманная система упражнений и заданий к текстам будет побуждать учащихся к диалогу, обмену мнениями; предоставит простор для высказываний, творческой активности учащихся, выражения индивидуальности, развития и обогащения личного опыта. Изобразительно-выразительные возможности поэтических и прозаических отрывков будут прививать любовь и уважение к русскому языку, эмоционально-ценностное отношение к слову.
- Организация работы над морально-этической лексикой, представляющей особую трудность для учащихся начальной школы в силу ее абстрактности. Толкование лексического значения слов нравственной и этической тематики целесообразно организовывать через оценку и характеристику положительных и негативных поступков героев, через речевые ситуации, подводящие к осмыслению понятий: «добро», «зло», «смелость», «героизм», «трусость», «отзывчивость», «чуткость», «благодарность», «предательство» и т.д. Для введения в активный словарный запас данных слов рекомендуется составление с ними предложений, подбор пословиц, поговорок, афоризмов и другое; устное составление сочинений-миниатюр.
- Организация самовыражения учащихся в процессе выполнения творческих (устных и письменных) работ (рассказ, изложение, сочинение, творческий диктант, работа с деформированным текстом, редактирование текста, составление диалогов, словесное рисование и другое). Творческая работа пробуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое. Во время предваряющей беседы у учащихся воспитываются такие нравственные и морально-этические качества, как любовь, забота, взаимовыручка, уважение, отзывчивость, желание прийти на помощь; развиваются наблюдательность, ответственность.
- Определение разнообразных организационных форм обучения, благодаря которым у учащихся формируются активность, трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, лидерство, инициативность. Приветствуется использование парных и групповых форм работы, в ходе которых у учащихся развиваются коммуникативные навыки, формируется опыт сотрудничества: они учатся слышать и слушать, понимать друг друга, составлять план работы и совместно ее выполнять, распределять роли и договариваться, контролировать действия каждого, вести диалог, понятно выражать свои мысли, поддерживать друг друга. Создание на уроке условий для коммуникации и сотрудничества формирует уважительное отношение и толерантность к одноклассникам, учителям.
- Использование активных методов изложения учебного материала (исследовательских, поисковых, проблемных), служащих пусковым механизмом для организации творческой поисковой среды, в которой нет места лени, пассивности, безынициативности, равнодушию. Вовлечение учащихся в решение проблемных заданий (вопросов), рассуждения по теме урока или содержанию изучаемого материала, обсуждение разных точек зрения, выражающих согласие или несогласие с автором учебника (учебного пособия), текста или учителем, аргументация собственного мнения – все это воспитывает культуру речи, самостоятельность и критичность мышления, умение принимать мотивированные решения, формирует личностную позицию ученика.
Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество экскурсионных объектов и туристических маршрутов в Республике Беларусь, в новом учебном году рекомендуется продолжить использование этой формы работы.
Учебные программы факультативных занятий
Факультативные занятия в I классе проводятся с 1 сентября. Для проведения факультативных занятий в 2023/2024 учебном году используются учебные программы факультативных занятий, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь и размещенные на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся
Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022г. №184.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует принимать во внимание то, что в пределах каждого уровня учебной деятельности разница между низшим и высшим баллами связана, с одной стороны, с полнотой предъявленного учеником результата и, с другой, – со степенью самостоятельности его достижения. Например, баллы «1», «3», «5», «7», «9» выставляются, если соответствующие образовательные результаты учащийся демонстрирует не в полном объеме и/или с помощью учителя, а баллы «2», «4», «6», «8», «10» – за те же результаты, продемонстрированные самостоятельно и в полном объеме. Отметки «1» и «2» балла являются неудовлетворительными, а отметки от «3» до «10» баллов – положительными.
Текущая аттестация учащихся I–II классов по всем учебным предметам, учащихся III–IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Промежуточная аттестация по учебным предметам «Музыка», «Трудовое обучение» в I–IV классах, «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» во II–IV классах может проводиться за полугодие. По учебным предметам «Физическая культура и здоровье» в I–IV классах, «Изобразительное искусство» в I классе промежуточная аттестация проводится за каждую четверть.
При осуществлении промежуточной аттестации, аттестации учащихся по итогам учебного года в I–II классах по всем учебным предметам, в III–IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» используются записи: «освоил(а)», «не освоил(а)» (возможно сокращение «осв.», «не осв.»).
Содержательно-оценочная основа аттестации учащихся предполагает выявление индивидуальной динамики усвоения учащимся знаний и умений по учебным предметам и исключает сравнение учащихся между собой. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период обучения.
В условиях обучения на содержательно-оценочной основе применяются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также индивидуальный уровень развития учащегося. Любую внешнюю оценку, полученную от педагога, учащийся воспринимает как поощрение или наказание, положительное или отрицательное отношение к нему. В связи с этим недопустимо в качестве знаков оценки введение эмоциональных атрибутов – солнышка, смайликов, сказочных героев или людей, которые проявляют радость, грусть или иные эмоции. Такие знаки передают учащимся эмоциональный заряд и не воспринимаются ими так же нейтрально, как, например, знаки «+» и «–», указывающие на отсутствие или наличие ошибок в работе. Недопустимой также является замена отметок иными внешними атрибутами (звездочками, цветочками, флажками и иным), поскольку при этом функцию отметки берет на себя данный предметный знак и отношение учащегося к нему идентично отношению к отметке.
В течение всего периода безотметочного обучения педагог целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самооценки результатов учебной деятельности. В образовательном процессе должны быть представлены как контрольно-оценочная деятельность педагога, так и контрольно-оценочная деятельность учащихся по отношению друг к другу (взаимоконтроль и взаимооценка), самоконтроль, самооценка учеников.
Результаты контрольно-оценочной деятельности могут выражаться в различной форме: словесной (краткие и развернутые оценочные суждения), графической (например, линейки самооценки и другое), знаковой (знаки «+», «–» и другие).
На каждом уроке педагог дает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, обращаясь ко всему классу или к отдельным ученикам. Примеры словесных оценочных суждений педагога: «Молодец! Ты правильно решил задачу»; «Молодец! Ты аккуратно выполнил работу»; «Твоя работа достойна высокой оценки»; «Сегодня ты выполнил работу без ошибок. Работал полностью самостоятельно. Молодец!»; «Похвально! Ты сам исправил ошибку в своей работе и объяснил, как решал задачу», «Молодцы! Вы все очень старались, выполняя это упражнение» и другие.
Для осознания учащимися критериев оценки педагог использует прием «анализ образца». Учитель дает развернутую содержательную оценку различных видов деятельности, на основе которой в ходе коллективного обсуждения выделяются требования, предъявляемые к тому или иному заданию, фиксируются критерии, раскрывается их содержание. Например, критерии оценки устного ответа – правильность ответа, полнота, наличие примеров. Критерии оценки практических действий – правильность выполнения каждого действия, сохранение нужного порядка действий, самостоятельность выполнения. Критерии оценки письменного упражнения – отсутствие ошибок, правильность выполнения всех заданий, аккуратность.
Первоначально педагог использует оценочные суждения, в которых отражено соответствие результатов деятельности учащихся только по какому-либо одному критерию оценки. В дальнейшем педагог объединяет оценочные суждения в связное высказывание, опираясь на структуру текста-рассуждения (тезис – доказательство – вывод).
Самая распространенная графическая форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся – линейка самооценки. Для оценки выполненной работы с помощью линейки самооценки учитель вместе с учащимися определяет показатели, по которым эта работа будет оцениваться, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и другие. Показателей не должно быть много, поскольку для каждого из них необходима отдельная линейка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. После определения показателя педагог предлагает самостоятельно проверить свою работу и оценить полученный результат с использованием линейки самооценки. Учащиеся оценивают работу и ставят условный знак на линейке. При этом соблюдается неизменное требование: самооценка учащегося опережает оценку педагога. После того как учащиеся осуществили самооценку, педагог проверяет работу и ставит свой значок на линейке. Если самооценка учащегося и оценка педагога совпадают, то значок учащегося обводится в кружок; если не совпадают, педагог ставит на линейке свой значок выше или ниже значка учащегося.
Для фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности можно использовать знаки «+», «–», «?». Если работа выполнена правильно, без ошибок, ставится знак «+». Если в работе выявлены ошибки, ставится знак «–». Если, оценивая свою работу, ученик не знает, правильно она выполнена или нет, сомневается, есть в работе ошибки или нет, ставится знак «?».
Для осуществления преемственности в контрольно-оценочной деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки в III классе необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учащихся, познакомить их с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.
Рабочие материалы педагога для фиксации степени усвоения учащимися учебного материала могут быть представлены в виде таблиц на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях. Допустима электронная форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся. Педагог самостоятельно определяет форму ведения своих рабочих записей и выбор условных знаков.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения учащимися знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно.
В рабочих материалах можно использовать различные условные знаки:
« » – ученик хорошо знает учебный материал и может применить его на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно; выполняет задания с небольшим количеством ошибок, то есть в большей степени материал усвоен, но требуется небольшая помощь;
«» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки; и другие.
Пример ведения рабочих записей в таблице на учебных занятиях по обучению грамоте:
Таблица
Контроль за формированием умений и навыков учащихся
на учебных занятиях по обучению грамоте
Фамилия, имя ученика
|
Умение определять количество
|
Умение делить слова на слоги
|
Умение выделять ударный слог
|
И так далее согласно учебной программе
|
слов в предложении
|
слогов в слове
|
Иванов С.
|
|
+
|
+
|
–
|
|
Петров А.
|
+
|
–
|
+
|
–
|
|
Если учащийся не может сам правильно выполнить задание, педагог не ставит в своей таблице соответствующий знак или ставит знак «–», тем самым определяя для себя необходимость индивидуальной работы с таким учащимся над неусвоенным материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки педагог не дает. Оценочные суждения корректируются по мере усвоения учащимся материала по изученной теме, поэтому таблицы, графики, оценочные листы лучше заполнять простым карандашом.
В таблицах можно фиксировать количество ошибок и их характер. В соответствии с зафиксированными в таблице данными учитель планирует и организует дифференцированную и индивидуальную работу на учебных, стимулирующих и поддерживающих занятиях. Педагог может дополнительно разрабатывать индивидуальные листы учебных достижений учащихся.
В конце учебного года педагог осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями учебной программы. На основе анализа делается вывод о наличии трудностей у учащихся в освоении учебного материала, определяются пути, которые позволят устранить проблемы.
Необходимо учитывать особенности ведения тетрадей. В I классе учебные письменные задания и контрольные работы по письму выполняются в учебных пособиях «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», по математике – в учебном пособии «Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь» (часть 1, часть 2), допущенных к использованию Министерством образования Республики Беларусь. Оформление контрольной работы по математике возможно на отдельном листе.
Во II–IV классах все виды обучающих работ выполняются в тетрадях для обучающих работ, а все виды контрольных работ – в тетрадях для контрольных работ. Тетради для контрольных работ хранятся в учреждении общего среднего образования в течение года и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. Все письменные обучающие и контрольные работы проверяются учителем после каждого учебного занятия. Ошибки исправляются. В I–IІ классах отметки в баллах не выставляются. Отметки за выполнение учащимися III–IV классов обучающих работ, в том числе самостоятельных работ, изложений и сочинений по белорусскому и русскому языкам, выставленные в тетрадях для обучающих работ, могут заноситься в классный журнал и дневник учащегося по усмотрению учителя.
С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения. Рекомендуется при выборе домашнего задания ориентироваться на материал учебников и учебных пособий, в которых упражнения и задания для выполнения дома обозначены сигналами-символами. При этом надо учитывать, что объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся.
На дом не задаются:
задания учащимся I класса на протяжении всего учебного года по всем учебным предметам;
задания учащимся IІ–IV классов на выходные и праздничные дни, каникулы, а также после выполнения письменных контрольных работ;
задания по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка», «Физическая культура и здоровье»;
художественно-творческие задания по учебному предмету «Изобразительное искусство»;
практические работы по учебному предмету «Трудовое обучение».
Задания творческого, проблемного характера задаются на дом по желанию учащихся.
Для заучивания наизусть следует предлагать только те стихотворения или отрывки из стихотворных произведений, которые определены учебной программой. Основная работа по заучиванию стихотворных произведений наизусть проводится в соответствии с методикой на учебном занятии.
При организации внеклассного чтения учащихся следует руководствоваться требованиями учебных программ по учебным предметам «Обучение грамоте», «Русская литература (литературное чтение)» и «Беларуская літаратура (літаратурнае чытанне)». Работа по организации внеклассного чтения направлена на приучение учащихся к систематическому самостоятельному чтению книг во внеурочное время. Предметом чтения-рассматривания на занятиях внеклассного чтения является художественно оформленная детская книга. При составлении учителем рекомендательных списков литературы к уроку внеклассного чтения следует учитывать возможности библиотеки учреждения образования и районной библиотеки, а также организованного в классе уголка чтения. В III – IV классах формирование самостоятельной читательской деятельности включает обязательное посещение библиотек с целью выбора книг для чтения.
Обращаем внимание, что Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2022 № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения» внесены изменения в Указ № 551 от 28 ноября 2005 года, связанные с правилами дорожного движения. С целью формирования ответственного поведения необходимо на учебных занятиях и во внеурочной деятельности акцентировать внимание учащихся на неукоснительном соблюдении правил дорожного движения.
В соответствии с частью 2 пункта 1 Комплекса мер по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, утвержденного Министерством спорта и туризма Республики Беларусь 30.09.2015, целесообразно обеспечить проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на I ступени общего среднего образования учителями физической культуры, которые имеют соответствующее образование по направлениям специальностей физической культуры и спорта.
- Дополнительные ресурсы
Полезную информацию при подготовке к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:
https://adu.by – национальный образовательный портал;
https://www.belarus.by – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь;
https://pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;
https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс
(назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования).
РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“» подготовило и выпустило серию книг «Славим Родину трудом» и «Я горжусь! / Я ганаруся!», которые созданы по заказу Министерства образования. Содержание книг серии «Славим Родину трудом» направлено на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий в рамках программы ранней профессиональной ориентации детей. Книги серии «Я горжусь! / Я ганаруся!» направлены на формирование у обучающихся исторической памяти, воспитание уважения к своему Отечеству. Книги этих серий могут быть использованы педагогическими работниками учреждений образования во внеучебной деятельности (на классных и информационных часах), на занятиях по интересам в группах продленного дня, при проведении единых уроков, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам.
Рекомендации по использованию в образовательном процессе книг серий «Славим Родину трудом», «Я горжусь! / Я ганаруся!» подготовлены научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
- Организация методической работы
Для методической работы с учителями начальных классов (на уровне района и учреждений образования) в 2023/2024 учебном году предлагается общая методическая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов».
На августовских инструктивно-методических совещаниях рекомендуется обсудить с педагогами следующие вопросы:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году:
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;
вопросы безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования;
обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по учебным предметам I ступени общего среднего образования;
учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку»: обновленное содержание, использование материалов на учебных занятиях;
УМК по математике для I−IV классов: учебное моделирование как дидактическая основа начального обучения математике.
- Республиканский мониторинг по изучению чтения и понимания текста на белорусском языке учащимися IV классов: результаты, направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов, коррекция и регулирование образовательного процесса на I ступени общего среднего образования.
- Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
- Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через работу методических формирований: школьного, районного (городского) учебно-методических объединений учителей начальных классов, школ молодого учителя, школ совершенствования педагогического мастерства, школ передового педагогического опыта, творческих и проблемных групп. Деятельность всех методических формирований должна планироваться на основе анализа результатов методической работы за предыдущий учебный год с учетом требований нормативных правовых актов, образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов и содействовать их профессиональному развитию.
В течение учебного года рекомендуется рассмотреть теоретические аспекты формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося средствами учебных предметов на I ступени общего среднего образования с учетом эффективного педагогического опыта учителей региона:
развитие познавательной сферы учащихся на учебных занятиях;
воспитание как процесс формирования личностных качеств учащихся;
реализация воспитательного потенциала учебных предметов на учебных занятиях;
формирование личности обучающегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей развивающей, информационно-образовательной, социокультурной среды;
учебная деятельность как фактор развития личности младшего школьника;
активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях (учебный предмет на выбор);
формирование устойчивого познавательного интереса к изучению учебного предмета как путь личностного роста учащегося (учебный предмет на выбор);
формирование читательской грамотности учащихся на учебных занятиях;
формирование личностных качеств учащихся (трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) на учебных занятиях с помощью разнообразных организационных форм обучения (учебный предмет на выбор);
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами учебных предметов;
формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений на учебных занятиях;
место экскурсий и наблюдений в образовательном процессе, их роль в воспитании и развитии личности учащегося;
вовлечение учащихся в продуктивную учебно-познавательную, социально значимую деятельность;
формирование личностных качеств и метапредметных компетенций учащихся в процессе проектной деятельности (решения проектных задач);
современный урок: нормативные и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности.
С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).
Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня оказывают научно-методические журналы «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», «Пачатковая школа» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Они освещают актуальные вопросы теории и практики начального образования, способствуют популяризации передового педагогического опыта.