Профилактика насилия в семье

 

Профилактика семейного насилия

Если родители пьют

Если родители пьют

Если отец или мать пьют – это тяжелоОчень тяжело. Это несомненно влияет на вашу жизнь. Возможно, вы не любите говорить об этом. Возможно, вам хотелось бы, чтобы никто не знал, что происходит в вашем доме. Конечно, вам стыдно, если ваши друзья увидят мать или отца пьяным. 
Когда родитель трезвый с ним, кажется, можно разговаривать, но когда он напивается, вы его ненавидите. Это вполне естественно. К своим годам вы, вероятно, уже научились не замечать его или ее выходки, не слышать крик и ругань, не попадаться под «горячую» руку и т. д. и т. п. Вы научились не переживать? Вряд ли это возможно. 
Что происходит с вашим отцом или матерью на протяжении многих лет? Он или она больны. Алкоголизм - это не позор, а болезнь! И, к сожалению, эта болезнь неизлечима. Это значит, что человек, который стал алкоголиком, останется им на всю жизнь. Однако у него остается выбор, он может быть пьющим алкоголикомили трезвым алкоголиком.  
Что значит быть алкоголиком? Это значит не уметь контролировать количество потребляемого алкоголя, не уметь остановиться, не уметь оставлять спиртное недопитым; испытывать непреодолимое влечение к алкоголю на физиологическом, но большей частью на психологическом уровне; испытывать удовлетворение и быть довольным собой и окружающими только будучи нетрезвым. Человеку жизненно необходимо чувствовать, что есть что-то хорошее в мире и что он сам не плох, и счастье возможно. Алкоголик же отличается тем, что может ощущать нечто подобное, только в состоянии опьянения. 
Конечно, человек не рождается алкоголиком, но в его силах стать им. Каждому человеку нужен свой срок систематического употребления спиртных напитков (в том числе и пива), чтобы сформировалась алкогольная зависимость или алкоголизм. Для кого-то этот период очень короткий буквально несколько месяцев, для кого-то он растягивается до нескольких лет. Это зависит от того, на сколько склонен к этому заболеванию конкретный человек. 
К сожалению, в нашей культуре не то что нейтрально, а даже благожелательно относятся к спиртным напиткам. Поэтому люди не ищут других способов повеселиться и расслабиться. Выбор изначально предопределен культурными стереотипами. Принято расслабляться с пивом, а веселиться с водкой. 
Так постепенно человек становится алкоголиком. Но, несмотря, на то что, незаметно превратившись в алкоголика, человек останется им на всю жизнь, все-таки, у него всегда есть возможность прекратить пить и стать трезвым алкоголиком. Это возможно только после того, как он признается себе в своем алкоголизме, признает себя больным, признает себя бессильным против спиртного, назовет себя алкоголиком. Пьющим людям всегда кажется, что только небольшое усилие воли и они смогут не пить. Это не правда. Им кажется, что есть другие, которые пали гораздо ниже и вот они действительно алкоголики, а я нет. Это тоже неправда. Им кажется, что «вот закодируюсь и все само собой станет у меня хорошо». И это, к сожалению, тоже неправда.
Назвав себя алкоголиком, человек понимает, что он болен неизлечимой болезнью, но в его силахприспособиться к ней. Это значит не пить никогда и ничего спиртного! И это требует большого желания и вложения многих сил. Ведь нужно научиться чувствовать себя хорошо и без алкоголя и это сложно. Очень сложно. На это уходят годы. Годы работы над собой с помощью других трезвых алкоголиков, которые прошли этим путем. На сегодняшний день это единственный выход. 
Что же делать вам? Вы можете сделать многое для себя и также для своего отца или матери.

  • Прежде всего, признайте сами, что ваш родитель болен.
  • Попытайтесь понять, что выбрать трезвость может только он сам. Ни вы, ни кто бы то ни было другой не может сделать из пьющего алкоголика трезвого. Это только его выбор!
  • Постарайтесь также понять, что вы бессильны изменить жизнь родителя.  Вы можете жить собственной жизнью. Вы можете строить ее такой, какой вам хочется, чтобы она была. Вы можете позволить себе идти своей дорогой, и позволить родителю идти своей. Вы ни в чем не виноваты.
  • Вы можете не бояться стать алкоголиком. Если вы этого не хотите, этого не случится.
  • Вы можете позволить себе чувствовать злость и обиду. Вы можете попытаться рассказать о ваших чувствах вашему пьющему родителю. Это поможет ему взглянуть на ситуацию глазами его ребенка.
  • Вы можете искать поддержку и обсуждать свои переживания с родителем, который не пьет.
  • Вы можете обратиться к психологу, чтобы избавиться от мешающих переживаний и мыслей.
  • Вы можете помнить, что вы не один или одна столкнулись с алкоголизмом родителей. Многие дети переживают подобное.
  • Вы можете помнить, что все люди имеют возможность сделать свою жизнь счастливой и вы не исключение.

Знай, что ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или педагогу социальному с этой проблемой и они обязательно помогут твоей семье стать счастливее! 

свернуть

Насилие в семье: как от него защититься?

Насилие в семье: виды, формы, последствия

Насилие в семье: виды, формы, последствия

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы - перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии. Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества? Они преподают ребенку урок насилия. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже. Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию. Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

свернуть

Виктимное поведение

«Никто не желает страдать, и тем не менее все ищут боль и жертву,а, отыскав, чувствуют,что бытие их оправдано...»

  

Пауло Коэльо

 

 Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Но есть и такие, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвами. Личные качества таких людей вызывают недоумение, особенно если они направлены им во вред.

В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Что такое виктимность?

Виктимность – это особенность поведения человека, который ненамеренно навлекает на себя агрессию со стороны других людей. Термин произошел от латинского слова «victima» — жертва. Понятие широко употребляется в виктимологии – междисциплинарной области криминологии, исследующей процесс становления жертвой преступления. Свойство быть жертвой можно рассматривать как патологию. Виктимность и виктимное поведение проявляются в разных сферах жизни. Но глубже всего феномен рассмотрен в семейных отношениях.

Виктимность в психологии

Феномен жертвы находится на перекрестке юридической и социальной психологии. С точки зрения последней виктимное поведение – это отклонение, основанное на таких факторах, как:

  • предрасположенность;
  • внешние обстоятельства;
  • влияние социума.

Комплексу виктимности больше всего подвержены дети подросткового возраста. Этот возраст связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, поведенческой ориентацией на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, сложнее проходит (переживает) данный этап. Особенности его психического развития проявляются, в первую очередь, в системе взаимоотношений с окружающими людьми, формируют поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становлении самосознания, «способность не углубляться в привязанности» и другое. У таких детей, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Подросток вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в учреждении. Вместе с тем, его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он требует к себе внимания и одновременно отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к отрицательным последствиям. Подросток неосознанно ищет экстремальные ситуации, провоцирует агрессию со стороны взрослых, сверстников и даже животных.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВИКТИМНОСТЬ: ПРИЗНАКИ

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия. Он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов и приносит себя в жертву ради благ окружающих, терпит любую несправедливость, молча сносит обиды, поступает наперекор своим интересам и желаниям.

   

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в  отношениях. К ним быстро теряют интерес окружающие их люди, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой непрестижно и неинтересно. Человек с виктимным поведением постоянно попадает в опасные ситуации, его прогоняют с места в автобусе, выталкивают из очереди в магазине. Окружающие манипулируют им, злоупотребляют его безотказностью и мягкосердечием.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает преступников, выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде.

Однако, сам человек не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой и испытывает страдания. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания, но не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание унизить его и причинить вред.

Интуитивно человек стремится не показывать свои слабости в присутствии потенциального врага, избегать конфликтных и опасных ситуаций. Если же этого не случается – проявляется виктимное поведение жертвы. Что же провоцирует поступки индивида, совершая которые он навлекает на себя беду? Выделяют три вида людей, провоцирующих насилие над собой:

  1. Пассивно-подчиняемые. То есть жертва выполняет требования нападающего, но делает это вяло или неправильно интерпретирует слова и приказы. Таких людей больше всего (40%) из общего числа людей с описываемым синдромом.
  2. Псевдопровоцирующие. Не осознавая того, потенциальная жертва делает все, чтобы склонить оппонента к агрессии: ведет себя вызывающе, откровенно и пр.
  3. Неустойчивый тип. Чередование обоих типов поведения, непоследовательность в своих решениях и действиях, проявление невнимательности или непонимания.

Неадекватная самооценка, тревожность, эмоциональная неустойчивость делает человека подверженным риску стать пострадавшим. Причины виктимного поведения зачастую кроются в семейных отношениях. Предпосылкой его возникновения становятся такие факторы, как:

  • насилие;
  • синдром жертвы у родителей;
  • неблагоприятная среда, в которой вырос индивид (неблагополучная, неполная семья);
  • нахождение в прочих антисоциальных группах.

Признаки виктимности

В ситуациях, где проявляет себя психология жертвы, виктимное поведение отражается в правомерных и неправомерных поступках, которые могут никак не повлиять на совершение преступления, а могут сыграть решающую роль. Виктимный тип проявляет себя по-разному: в эмоциональной неустойчивости, тяге к подчинению, сложностях в общении, искаженном восприятии своих чувств и т.д. Если люди склонны неправильно реагировать в опасные для жизни моменты, они, скорее всего, попадут в переделку. Личную виктимную принадлежность определяют такие качества характера, как:

  • покорность;
  • внушаемость, доверчивость;
  • неосторожность и легкомыслие;
  • неумение постоять за себя.

Виктимное поведение и агрессия

В отношениях преступник-потерпевший в половине случаев совершенное насилие – это вина взаимодействующих людей, а не стечение обстоятельств. Одни люди уязвимы в большей мере, другие в меньшей, но в абсолютном большинстве преступлений действия потерпевшего становятся толчком к агрессии. Что можно делать «не так»? Вести себя дерзко, нарываясь на неприятности или, напротив, вяло, безэмоционально. При этом психология виктимного поведения такова, что потенциальная жертва сама склонна к агрессии и насилию.

Виктимность и личностная, и профессиональная

Всякая виктимная личность нестабильна. Проблемы возникают при психологических и социальных (а, возможно, и физиологических) свойствах индивида. Но синдром жертвы проявляет себя по-разному. Выделяют четыре его разновидности, которые в реальной жизни могут накладываться один на другой:

  1. Виктимогенная деформация – результат плохой социальной адаптации. Выражается в повышенной конфликтности, неустойчивости, неспособности к абстрактному мышлению.
  2. Профессиональная или ролевая. Характеристика роли человека в обществе, повышающая опасность посягательства на его жизнь и здоровье в силу занимаемой должности.
  3. Патологическая, когда синдром становится следствием болезненного состояния личности.
  4. Возрастная– некоторые группы населения, которым в силу возраста или наличия инвалидности свойственна виктимизация.
свернуть

Когда дети становятся свидетелями насилия

Мы часто забываем о том, что ребенок, на глазах у которого били мать, брата или сестру, тоже становится жертвой. Как это может отразиться на его дальнейшей жизни?

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но многим из них.

Эмоциональные реакции:

никчемность/бессилие;

чувство вины и ответственности за насилие;

страх за себя, братьев и сестер и мать;

гнев/ смущение/ унижение;

принятие насилия.

Поведенческие реакции:

проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить насильнику;

беспокойство/ неспособность сконцентрироваться;

проявление насилия для самовыражения;

плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость.

Психические и физические реакции и последствия:

получение повреждений при вмешательстве в конфликт;

энурез / нарушение сна;

головные боли/ боли в животе;

отставание в развитии и др.

Особенности различных реакций детей, ставших свидетелями насилия

над другими членами семьи

Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которые испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно также как и взрослые в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок носит полифакторный характер. Жестокое поведение, агрессия, насилие в присутствии ребёнка является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут сопровождают человека всю жизнь.

свернуть

О проведении профилактической работы в учреждениях образования, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних

Организация профилактической работы с обучающимися является одним из важнейших направлений деятельности учреждений образования, органов управления образованием всех уровней, и составляет обязательный компонент планомерной и целенаправленной воспитательной работы. В 2022/2023 учебном году численность обучающихся, осваивающих образовательные программы общего среднего образования, составила
1 085 272 детей и подростков, с которыми проводится воспитательная работа по 18 направлениям как в рамках учебных предметов, так и во внеурочной деятельности. За 2022 год в рамках Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (далее - Программа) только в учреждениях общего среднего образования реализовано более 1 миллиона мероприятий, которыми был охвачен каждый обучающийся. Анализ индикаторов реализации Программы показал, что в 2022 году приоритетными направлениями являлись идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание учащихся, а также воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. В мероприятиях правовой направленности приняли участие 1 061 396 обучающихся или 97,8% от их общего числа (в 2021 году - 97,3%), в том числе 9 716 обучающихся (100% от общего числа), в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (в 2021 году -
96,8%). Основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы в 2022/2023 учебном году являлись: заявления родителей (опекунов, попечителей) - 159 подростков, приговоры, решения, постановления судов - 140, постановления комиссий по делам несовершеннолетних, следователей, начальников органов внутренних дел -
9417. Министерством образования в 2022 году организована реализация программ воспитания для 158 подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. По состоянию на 1 апреля в 3 специальных учебно-воспитательных и 1 лечебно-воспитательном учреждениях воспитываются
155 подростков, заполненность учреждений составляет 72,7% от проектной мощности. По итогам 3 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число расследованных и направленных в суд уголовных дел, подозреваемыми по которым признаны несовершеннолетние, снизилось на 1,4% (с 276 до 272 преступлений), в том числе в сфере наркооборота более чем в 2 раза (с 38 до 16 преступлений). Вместе с тем в текущем году наблюдается рост числа несовершеннолетних, совершивших преступления, с 266 (за 3 месяца 2021 года) до 290 (в 2023 году), в том числе в Витебской области с 45 (1 квартал
2022 года) до 56 (2023 год), Гомельской области с 45 до 70.
43 подростка совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения, 9 - в состоянии наркотического возбуждения, 53 подростка совершили особо тяжкие и тяжкие преступления, 35 несовершеннолетних в момент совершения преступления не работали и не обучались, 115 несовершеннолетних являлись участниками преступной группы, 52 человека совершили хулиганство (18 из них - в Гомельской области), участвовали в незаконном обороте наркотиков 26 подростков, в том числе с целью сбыта - 24 человека. За 3 месяца 2023 года зарегистрировано 2355 административных правонарушения, совершенных несовершеннолетними, по которым лицо освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения, в том числе 588 правонарушений с применением мер воспитательного воздействия, 1004 правонарушения по статье 19.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения). Материалы, поступившие из органов внутренних дел, показывают, что местом совершения противоправных действий становятся учреждения образования. Проведенное на основании приказа Министра образования Республики Беларусь от 06.03.2023 № 131 изучение организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего и среднего специального образования показало, что в учреждениях образования не систематизирована воспитательно-профилактическая работа, в ряде случаев ее планирование имеет ситуационно-стихийный характер, не вытекает из анализа и не направлено на решение конкретных проблем, запланированные мероприятия дублируются в разных разделах. В планах не отражены конкретные даты реализации мероприятий. Подростки с девиантным поведением формально зачислены в объединения по
3 интересам и спортивные секции и не посещают их. Родители отстраняются от воспитания детей, а в ряде случаев государственные органы помещают детей в приюты для проведения индивидуальной профилактической работы, освобождая родителей от ответственности за воспитание детей. Педагогическими работниками при выявлении у обучающихся проблем психологического характера не принимаются меры по перенаправлению их к педагогу-психологу, не устанавливаются причины пропусков учебных занятий, не изучается занятость обучающихся, склонных к совершению суицидальных действий, во внеучебное время, их участие в воспитательных и профилактических мероприятиях. Актуальной остается проблема подготовки педагогов и психологов к участию в уголовном процессе, в том числе в допросах и получении объяснений до возбуждения уголовного дела несовершеннолетних потерпевших (пострадавших) или свидетелей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по преступлениям против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы. Фактором, способствующим совершению преступлений в отношении несовершеннолетних обучающихся, становится грубое неисполнение законодательства со стороны руководства учреждений образования, что приводит к нарушению прав детей со стороны педагогических работников, образования и районными по выявлению семейного являлись несвоевременными, учреждениями советами меры многих случаях Принимаемые координационными неблагополучия во социальные расследования проводились с грубыми нарушениями, сопровождение замещающих семей имело формальный характер. На основании вышеизложенного коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию о проведении профилактической работы в учреждениях образования, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних принять к сведению.
2. Главному управлению воспитательной работы и молодежной политики (Довнар В.П.) обеспечить:
2.1. нормативно-правовое регулирование функционирования дружественных детям комнат для допроса, районных (городских) координационных советов по государственной защите детей в неблагополучных семьях, механизмов реагирования руководством учреждений образования на сообщения Республиканского центра психологической помощи, совершенствование признания детей находящимися в социально опасном положении, организации контроля за удовлетворением родителями детей, признанных находящимися в социально опасном положении, их минимальных жизненных потребностей; Срок исполнения - апрель-сентябрь 2023;
2.2. при поступлении сообщения о противоправных действиях в отношении несовершеннолетних изучение профилактической работы и оперативное принятие мер реагирования в учреждениях образования (семьях) всех регионов с обязательным направлением итоговых обзорных материалов; Срок исполнения - постоянно;
2.3. проведение обязательных диагностик признаков насилия (в том числе сексуального) в отношении несовершеннолетних в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите; Срок исполнения - постоянно;
2.4. координацию деятельности дружественных детям комнат для допроса в структуре учреждений образования и внедрение нормативных правовых документов о деятельности данных комнат посредством:
2.4.1. привлечения для участия в допросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей педагогов-психологов социально-педагогических центров; Срок исполнения - постоянно;
2.4.2. создания в городах областного подчинения групп подготовленных педагогов-психологов для участия в уголовном процессе в районных центрах, где отсутствует педагог или педагог-психолог, обладающий навыками работы с потерпевшими и свидетелями, не достигшими 16 лет по уголовным делам, заявлениям (сообщениям) о преступлениях против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних; Срок исполнения - до 15 мая 2023;
2.4.3. взаимодействия со Следственным комитетом по реализации плана первоочередной реконструкции помещений учреждений образования, на базе которых планируется создание дружественных детям комнат для допроса, поэтапного оборудования данных комнат; Срок исполнения - 2023-2025 годы;
2.4.4. ежегодной подготовки во взаимодействии с государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» (Дьяченко О.В.), учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Жук А.И.) за счет средств республиканского и местных бюджетов не менее 2 групп педагогов и педагогов-психологов для участия в уголовном процессе, реализации программ повышения квалификации «Основы деятельности педагогических работников в уголовном процессе с участием несовершеннолетних» и «Основы деятельности педагога-психолога в уголовном процессе с участием несовершеннолетних»;
5 Срок исполнения - сентябрь 2023 - май 2024 г., далее - постоянно;
2.4.5. подготовки во взаимодействии со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, психологов (не менее 1 специалиста в районе, городе, в том числе в городах областного подчинения) для участия (в условиях дружественной детям комнаты) в уголовном процессе, где потерпевшими (пострадавшими) или свидетелями являются лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, с возможностью взаимозаменяемости педагогов в период отпуска, болезни, отсутствия по иным причинам; Срок исполнения - 2023-2025 годы;
2.5. во взаимодействии с Министерством внутренних дел, структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений в деятельности педагогических работников учреждений образования, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, насилия в отношении несовершеннолетних; Срок исполнения - апрель-сентябрь 2023 г.;
2.6. совместно с Главным управлением кадровой политики и организационно-аналитической работы (Калюнов А.А.) разработку практических рекомендаций для руководителей учреждений образования по собеседованию с работниками при приеме на работу, а также требования по контролю за приемом на работу педагогических и иных работников учреждений образования; Срок исполнения - май 2023 г.;
2.7. совместно с учреждением образования «Республиканский институт профессионального ' образования» (Голубовский В.Н.), государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» (Дьяченко О.В.) проведение семинаров для специалистов учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы; Срок исполнения - июнь, октябрь 2023 г.;
2.8. повторное изучение работы учреждений образования по открытию и функционированию объединений по интересам на бюджетной основе; Срок исполнения - октябрь-ноябрь 2023 г;
2.9. во взаимодействии с Институтом психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Жук А.И.) изучение международного опыта, обобщение опыта педагогов-психологов Республики Беларусь в вопросах
6 выявления (диагностики) детей, являющихся жертвами сексуального насилия, детей, склонных к суицидальному поведению, подготовку рекомендаций по использованию в данном направлении; Срок исполнения - до 1 сентября 2023 г.;
2.10. во взаимодействии с научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» (Гинчук В.В.), Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубренок» (Онуфриева Н.Г.) внесение изменений в программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания. Срок исполнения - май-август 2023 г.
3. Структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, обеспечить:
3.1. рассмотрение на заседаниях коллегий вопросов организации профилактической работы в учреждениях образования, профилактики насилия в отношении несовершеннолетних; Срок исполнения -май 2023;
3.2. рассмотрение не реже 1 раза в полугодие состояния профилактической работы, эффективности принимаемых всеми субъектами профилактики мер в районах, где допущен рост количества преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, с анализом их причины и условия; Срок исполнения - постоянно;
3.3. принципиальный подход в вопросах своевременного признания детей находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите, отмены таких решений, возврата детей на воспитание в семьи; Срок исполнения - постоянно;
3.4. принципиальную оценку деятельности педагогических работников при установлении фактов совершения насилия в отношении детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также совершения такими детьми преступлений и правонарушений в период работы с ними; Срок исполнения - постоянно;
3.5. поощрение педагогических работников, способствовавших выявлению противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними, либо преступных деяний в отношении несовершеннолетних; Срок исполнения - постоянно;
3.6. контроль за проведением воспитательной работы, поведением обучающихся в общежитиях учреждений образования, в том числе в вечернее и ночное время; Срок исполнения - постоянно;
3.7. внедрение современных методов и форм патриотического воспитания, правового просвещения в отношении обучающихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа; Срок исполнения - постоянно;
3.8. внедрение в практику работы учреждений образования современных эффективных методов и методик выявления (диагностики) детей, являющихся жертвами сексуального насилия, детей, склонных к суицидальному поведению; Срок исполнения - 4 квартал 2023 г., далее - постоянно;
3.9. системную работу по контролю за приемом на работу, в том числе по совместительству, педагогических работников, а также работников на должности служащих (по профессиям рабочих), включенных в перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми; Срок исполнения - постоянно;
3.10. обучение педагогов учреждений образования организации и проведению индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации несовершеннолетних; Срок исполнения - май-сентябрь 2023 г.;
3.11. контроль за использованием в полном объеме часов для проведения объединений по интересам на бюджетной основе, занятостью в свободное от учебных занятий время учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении, учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа; Срок исполнения - постоянно;
3.12. эффективную систему привлечения родителей к проведению индивидуальной профилактической работы; Срок исполнения - постоянно;
3.13. информирование Министерства образования в течение 1 суток о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, преступлениях и правонарушениях, зафиксированных в подведомственных учреждениях образования; Срок исполнения - постоянно;
3.14. принятие исчерпывающих мер по заполнению вакансий педагогов-психологов и педагогов социальных в учреждениях образования, организации своевременной психологической помощи
8 участникам образовательного процесса, оперативному реагированию на сообщения Республиканского центра психологической помощи; Срок исполнения - неотложно;
3.15. создание условий для оказания обучающимся и иным участникам образовательного процесса психологической помощи и социально-педагогической поддержки в отдельных помещениях учреждений образования; Срок исполнения - неотложно;
3.16. проведение на системной основе тематических родительских собраний, «круглых столов» по вопросам выявления признаков сексуального насилия над детьми; Срок исполнения - ежегодно, май, ноябрь;
3.17. внедрение программ факультативных занятий «Основы семейной жизни», современных форм и методов полового воспитания несовершеннолетних, повышения их информированности о возможных противоправных действиях со стороны взрослых. Срок исполнения - постоянно.
4. Руководителям государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, обеспечить:
4.1. выполнение требований законодательства при приеме на работу, в том числе по совместительству, педагогических работников, а также работников на должности служащих (по профессиям рабочих), включенных в перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми; Срок исполнения - постоянно;
4.2. постоянный мониторинг организации в учреждениях образования профилактической работы, профилактики насилия в отношении несовершеннолетних, ознакомления специалистов с требованиями нормативных правовых документов. Срок исполнения - в течение года.
5. Контроль за исполнением постановления коллегии возложить на заместителя Министра Кадлубая А.В.

свернуть