Одной из основных составляющих красивой и привлекательной внешности человека является ОСАНКА. Она служит также показателем здоровья (хорошего или не очень) и гармонически развитой личности.
Что же такое осанка?
Согласно «Толкового словаря русского языка», осанка – это «манера держаться, положение корпуса, свойственное кому-либо», а по принятому в медицине определению, осанка – это «сбалансированное расположение составляющих нашего тела по отношению к позвоночнику».
Осанка определяется и регулируется рефлексами позы человека и отражает не только его физическое, но и его психическое состояние, являясь одним из показателей здоровья.
Невнимательное отношение родителей, воспитателей в дошкольных учреждениях и преподавателей в младших классах к формированию осанки у ребенка, приводит к нарушению осанки. 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными. Статистика показывает, что за последние годы число детей с нарушением осанки достигает 30-60% и более.
От чего зависит осанка?
Типы осанки
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Различают несколько типов осанки:
Правильная (нормальная) осанка (1)– характеризуется средним наклоном таза и средней величиной изгибов позвоночника. В положении стоя туловище и голова держатся вертикально, контуры грудной клетки (в профиль) выступают вперед при вертикальном расположении линии живота; нижние конечности разогнуты в тазобедренных суставах. Для нее свойственно: одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток, равная длина шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Плоская спина (2) – развивается при малом наклоне таза, обусловливающем почти полное сглаживание поясничного лордоза (изгиб позвоночника вперед), при этом часто возникают боковые искривления позвоночника – сколиозы.
Плосковогнутая (плоскокруглая) спина (3) – при сильном наклоне таза увеличивается поясничный лордоз – изгиб позвоночника вперед, причем развивается либо плосковогнутая, либо кругловогнутая спина.
Круглая спина (4) – если мышцы слабые, при длительном сидении, при сне с согнутыми ногами, а также при привычке ребенка низко наклонять голову во время занятий развивается сутулость или круглая спина. При такой осанке наблюдается впалая грудная клетка, несколько повернутые вперед плечи, отвислый живот.
Вогнутокруглая спина (5) – когда увеличены все физиологические изгибы позвоночника. При этом ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Лопатки часто крыловидные.
Причины нарушения осанки
Нарушение осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.
Дефекты осанки условно можно разделить на нарушения:
во фронтальной (вертикальной) плоскости;
в сагиттальной (горизонтальной) плоскости;
в обеих плоскостях одновременно.
Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Так:
отклонение позвоночника в сторону – сколиоз
вперед – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.
Причины появления искривления позвоночника и нарушения осанки могут быть: врожденныеиприобретенные.
К врожденным причинам относят:
нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.
Приобретенные причины:
Какое-либо заболевание(рахит, полиомиелит, туберкулез, плеврит, радикулит).
Перенесенные травмы(переломы позвоночника).
Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за чего приходится принимать неправильную позу во время учебы или работы).
Профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно пребывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклоненной головой, неправильная поза на стуле и т.п.).
Недостаточнаядвигательная активность детей (гипокинезия).
Нерациональноеувлечение однообразными упражнениями.
Неправильноефизическое воспитание.
Неблагоприятныеусловия окружающей среды.
Социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
К неправильным позам,а следовательно и к возможным нарушениям осанки, родители порой невольно приучают детей с грудного возраста.
Нередко кровать новорожденного ставится так, что звук и свет падают с одной стороны, к примеру, справа, да и мамы подходят к ним тоже справа. Малыш рефлекторно поворачивает голову в ту же сторону. Тогда вся тяжесть его головы приходится на правую теменно-затылочную область. Происходит вдавление, сплющивание неокрепшей кости черепа, и дети вынуждены лежать только на этой «удобной» стороне. Так у новорожденных появляются приобретенные деформации: залежалый череп, приобретенная или укладочная, кривошея, которая всегда сопровождается асимметрией лица, сужением глазной щели, атрофией мышц шеи и плечевого пояса. В этих случаях, если родители вовремя обратились за помощью к врачу, лечение бывает успешным и без хирургического вмешательства. В иных запоздалых случаях операция неизбежна и в последствии может развиться искривление позвоночника: шейно-грудной сколиоз.
Как сформировать у ребенка правильную осанку
Формирование правильной и красивой осанки у ребенка начинается с его рождения, учитывая то, что основные ее составляющие определяются к 6-7 годам.
Для формирования правильной и красивой осанки необходимо:
Своевременно выкладывать грудного ребенка на живот, приучать его ползать на четвереньках.
Не спешить ставить малыша на ножки, сажать в подушки, пусть дольше ползает на четвереньках, так как это предходьба, придет время и он сам пойдет.
На прогулке меньше водить ребенка за руку, ибо тем самым создается наклон его туловища в сторону. Лучше водить маленьких детей на прогулку при помощи вожжей, грудного ремня и других приспособлений.
Своевременноустранять ряд вредных привычек в манере держаться, стоять, принимать позу (например, стоять на полусогнутой ноге или отставив ее в сторону, сидеть, поджав под себя ноги, наклонившись в сторону, либо вперед).
Соблюдать правила школьной гигиены (например, несоответствие между высотой стула и стола, недостаточное освещение учебного места и т.п.). Чтобы ребенок правильно и удобно сидел за столом нужно ставить стул так, чтобы его край на 2-3 см заходил под край стола. Желательно, чтобы ноги ребенка упирались в пол или в перекладину, скрепляющую ножки стола, можно подложить под ноги какую-нибудь скамеечку (подставку).
Мебель для занятий и игр ребенка должна соответствовать его росту.
Для предупреждения усталости детей на занятиях в школе и дома необходимо проводить 3-5-минутные физкультпаузы прямо на уроках в классах.
Следитьза правильным положением ребенка во время сна. Спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постеле с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.
Избегать чтения на боку, ношения в одной и той же руке портфеля, других тяжестей.
Детям младших классов рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной.
Важную роль играет полноценное питание, а также нормальное физическое развитие, чему способствуют прогулки, участие ребенка в разнообразных подвижных играх, занятия детской гимнастикой, катание на коньках, лыжах, плаванье.
Особое значение имеют специальные упражнения, главным образом упражнения в балансировании с предметами на голове.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Родители должны знать, что у детей всегда много различных вредных привычек, неудобных поз, принимаемых ими как дома, так и во дворе и добиваться их искоренения.
При малейшем подозрении на ухудшение осанки у вашего ребенка, немедленно обращайтесь за консультацией и помощью к педиатру или врачу-ортопеду.
Помните! Правильная осанка, красивая и плавная походка, свободные и непринужденные движения свидетельствуют о здоровом состоянии организма. В этом и сегодня, и в будущем залог здоровья ваших детей!
Авторы: Соколов В.А.- зав.кафедрой, доктор педагогических наук, профессор
Двинденко В.А. – доцент, к.м.н.
Шиманович Н.И.- преподаватель кафедры
Королевская осанка
Что такое осанка? Это привычное положение тела человека в пространстве. А что мы называем правильной осанкой?
Человек, имеющий правильную осанку, голову и корпус непринужденно держит прямо, его плечи слегка развернуты, живот подтянут, ноги держатся ровно, колени выпрямлены.
Все взрослые мечтают о здоровых, сильных, ловких детях, но хорошее здоровье немыслимо без правильного физического развития, в том числе без правильной осанки.
Довольно часто существует ошибочное мнение, что если отец и мать сутулые, то ребенок будет иметь этот же дефект. А в жизни случается и так, что у стройных родителей вырастает ребенок с плохой осанкой и виноваты в этом только взрослые (родители, медработники, воспитатели), которые не занимались ребенком, его физическим воспитанием.
А им надо заниматься с самого рождения ребенка, опираясь на комплексы упражнений для детей всех возрастов, а детям первого года жизни необходим еще массаж, так как правильная осанка не образуется сама по себе. В былые времена правильную осанку детям прививали с пеленок. Няни и гувернантки строго следили, чтобы ребенок не горбился, не сидел скособочившись, не опирался локтями на обеденный стол: на то и существует позвоночник, чтобы быть всему опорой.
От двух до шести лет формируем осанку. Научить будущего школьника правильно сидеть не менее важно, чем дать ему уроки устного счета и чтения по слогам. В аристократических семьях прошлых столетий демонстрировать круглую спину считалось не просто некрасивым, а неприличным. Современные же мамы не станут дергать малыша по пустякам. Пусть себе располагается, как ему удобно. И в результате у четырехлетних детей налицо все признаки сколиоза (искривления позвоночника): сутулые спинка и плечики, шаркающая походка, постоянно опущенная голова. По мнению специалистов, опасность формирования сколиоза возрастает с трехлетнего возраста, когда позвоночник растущего малыша начинает испытывать все увеличивающиеся нагрузки.
Многие считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного, ее можно выработать, даже если у ребенка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младеченстве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на первом году позвоночник приобрел неправильную форму. Известно, что к плохой осанке ведет лишний вес, который словно пригибает хрупкий детский позвоночник к земле. Но немногие знают, что чрезмерная худоба не менее опасна. Умеренный слой подкожного жира вместе с мышцами стабилизирует костный каркас, не позволяя детской спинке изгибаться колесом. У худых малышей формируется так называемая вялая осанка – животик выпячен, плечики висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.
Маленькому ребенку бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками: «Сядь прямо!» вы добьетесь противоположного эффекта. Поэтому лучше приобрести специальный ортопедический матрас в кроватку. Если малыш спит на мягкой, прогибающейся поверхности, форма позвоночника нарушается. Два три раза в неделю водите ребенка в бассейн – плавание улучшает осанку, запишите его на массаж. Ежедневно делайте с малышом упражнения, укрепляющие позвоночник. Полезно катать из угла в угол комнаты надувной мяч, толкая его головой и передвигаясь на четвереньках, а также ходить с легким грузом, например книжкой, на темени, сохраняя правильную осанку. Если ребенок легко справляется с этим заданием, усложните его, пусть пройдется по начерченной мелом извилистой линии, а затем просто по полу задом наперед.
От семи лет и старше следим за изгибами. Внимательно присматривайтесь к детской спине, чтобы не пропустить начало сколиоза. К моменту поступления в школу нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка. И рассчитывать на улучшение в этом случае не приходится – если у малыша не выработан навык красивой осанки, она будет только портиться от долгого сидения за партой.
Сутулость плохо отражается не только на внешнем виде ребенка, но и на работе сердца, легких желудка, других внутренних органов и даже на зрении. Если малыш сутулится, слишком низко склоняясь над тетрадкой, кровь приливает к глазному дну, кроме того, нарушается оптимальное расстояние для зрительной работы, из-за чего детские глазки перенапрягаются и быстро становятся близорукими.
Примите срочные меры. Запишите ребенка в спортивную секцию, купите удобное кресло для занятий. Несколько раз в день обязательно контролируйте осанку: ставьте ребенка к двери или стене без плинтуса и следите, чтобы он касался опоры пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками и затылком. Пусть запомнит это положение и постарается сохранить. Именно так юных принцев и принцесс с ранних лет учат держать спинку. И ваш ребенок закрепит в памяти этот навык навсегда.
Для правильной осанки полезно:
- кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
- плавать: при сутулости – брассом и на спине вольным стилем; при кругло вогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брассом (симметричные движения);
- стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
- ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет;
- делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
- носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке;
- тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.
Для правильной осанки вредно:
- кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
- ездить на самокате;
- заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика и борьба в младшем возрасте – эти вида спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
- подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
- поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.
Комплекс гимнастических упражнений для детей с нарушением осанки.
Упражнение 1. Исходное положение, стоя, руки на поясе, разведение локтей со сведением лопаток – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение, стоя, руки в стороны, круговое движение руками назад (повторить 8-10 раз), дыхание произвольное.
Упражнение 3. Исходное положение, стоя, ноги врозь, руки к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в исходное положение – вдох (повторить 4-5 раз).
Упражнение 4. Исходное положение, стоя, руки за спиной, наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5. Исходное положение, стоя с палкой в руках, приседание с вытягиванием рук вперед (палка параллельно полу) - вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 6. Исходное положение, стоя с палкой в руках, поднимание палки вперед – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 7. Исходное упражнение, лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (ноги не сгибаются в коленях). Повторить 3-4 раза.
Упражнение 8. Исходное положение, лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса (отрываем корпус от пола, лицо смотрит в пол) – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 9. Исходное положение, стоя, руки на пояс, подскоки с последующей ходьбой. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 10. Исходное положение, стоя, руки перед грудью, разведение рук в стороны – вдох, сведение – выдох. Повторить 3-4раза.
Редактор редакционно-издательского отдела
городского Центра здоровья Е.А Олешкевич
СОГЛАСОВАНО
Заведующий организационно-методическим отделом
городского Центра здоровья А.С.Косова
Главный врач
городского Центра здоровья И.И.Тарашкевич