Учитель-дефектолог

 

Пушторская Елена Борисовна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: высшее
  • Категория: без квалификационной категории

Рекомендации родителям детей с дисграфией

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то
разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не
только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а
также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше
унижайте.
Несколько слов о почерке
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у
дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий,
бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий,
"уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она
придет сама. Как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге
должен прийти и над чем работать ребенок.
Как научить
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двухтрех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый
день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения
из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по
клеточкам, по одной букве в клеточку, буква должна занимать клетку
целиком.
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При
неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки",
результатов может не быть. Объем текста, должен быть небольшим, для
ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как
следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего
отвращения, усталости, даже недовольства собой! В выборе канцелярских
принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме.
Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или
карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если
ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее
стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. 
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков
(чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего,
запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым
маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться
писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно
поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует
правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом,
правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и
измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.
Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии
данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со
стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут учителю-дефектологу
в работе над дефектом.
1) Упражнение "Корректурная правка"
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не
мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут
работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные
буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше
согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по
одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна
зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы
должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как
показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т",
"п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае
ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре
любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление,
спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без
объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна
скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении
заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2) Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,
проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется,
с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом
деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй
ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на
стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при
произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для
гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например,
позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа
"ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для
дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине
вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова
неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом
просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их
качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить,
выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть
она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности
проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только)
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми,
и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь,
"фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания
вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет
звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", вопервых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две
части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая
"...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".
4) "Пропущенные буквы"
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой,
где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает
внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик
__к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__
ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а
д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть
ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в
ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м
об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.
Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__
__маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую
ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й,
иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в
рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х
вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до
__ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и
ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-
д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с
__с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт,
вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__
е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__
к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и
н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е
ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и
__ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__
в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__
__в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__
__з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.
5) Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и
предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок
изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь или здесь
Диктанты надо писать по-особому.
1.Чрезвычайно медленно
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации
дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа
времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. 
2. Текст прочитывается целиком
Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш
подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него»,
так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия
«безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать
количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте,
подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите
проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки
зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и
трех-четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием
вслух всех особенностей произношения и знаков препинания
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.
Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется
исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных
упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на

учащихся, имеющих навык грамотного письма. 

свернуть

Кто такой учитель-дефектолог?

В настоящее время во многих учреждениях образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП). Такой пункт есть и в нашем учреждении. Целью работы пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждении образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы в возрасте от 6 до 11 лет.

Часто задают вопрос, в чём заключается работа учителя-дефектолога? Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. А дефектолог? Учитель-дефектолог работает с детьми, у которых имеются речевые нарушения, нарушения письменной речи, задержки в умственном и психическом развитии, проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в школе.  Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушения письменной и устной речи, развития детей. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования?
  1. Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития учащегося, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.
  2. Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционнопедагогическую помощь учащихся по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной и письменной речи, активизации познавательной деятельности.
  3. Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей.
  5. Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям учащихся.
Если вовремя начать коррекцию недостатка, можно частично или в полной мере избавиться от имеющегося речевого нарушения. И тут, конечно же, необходимо участие родителей. 
Учитель-дефектолог в учреждении образования проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.
 
Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены на:
коррекцию звукопроизношения, общего и фонетикофонематического недоразвития речи;
  • коррекцию лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие связной речи;
  • профилактику нарушений чтения и письма;
  • развитие оптико-пространственных представлений;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога. Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дорогие родители, учитель-дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.

Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка! 

свернуть
Ещё в этом разделе